КОДЕКС: КНИГИ И ПЕСНИ
 

 
Назад, на страницу Кодекс
   
Общее у этих записей только то, что практически все они открываются после осмотра или получения книг. Запись «Легенда о Лутии Гномьем Сыне» недоступна при прохождении за гнома. Получение записи «Ин утенера» в Лагере долийцев приводит к ухудшению отношений с эльфийским кланом, если это сделать до выполнения сюжетного квеста Природа зверя.
 
1. Авелин, рыцарь из Орлея
2. Баллада об Айсли
3. Размышления о пчелах и оды им
4. Приключения Черного лиса
5. Святая жаровня
6. Легенда о Каленхаде, часть первая
7. Легенда о Каленхаде, часть вторая
8. Легенда о Каленхаде, часть третья
9. Дневник Каридина
10. История Церкви, часть первая
11. История Церкви, часть вторая
12. История Церкви, часть третья
13. История Церкви, часть четвертая
14. Сага об Илорене
15. Дейн и оборотень
16. Смерть храмовника
17. Мокрая и изрядно пожеванная
      книга

18. Ноладар. Антология гномьей поэзии
19. Рыба для пира
20. Первый мор, часть первая
21. Первый мор, часть вторая
22. Первый мор, часть третья
23. Первый мор, часть четвертая
24. Первые дети Создателя
25. Стальной Легион
26. Ин утенера
27. Легенда о Лутии Гномьем
      Сыне

28. Ода скромному нагу
29. Гномья народная песня
30. Проповеди Верховной жрицы       Ренаты I
31. Дневник усмиренного
32. Дневник Триана
33. Дневник чародея Вильгельма
34. Предостерегающие истории
      для искателей приключений

35. Дневник Софии Драйден
 
  
 
КНИГИ И ПЕСНИ

   
 
     



1. АВЕЛИН, РЫЦАРЬ ИЗ ОРЛЕЯ

*Замок Редклиф, верхний этаж, книга (8)

Авелин родилась в первой половине века Бурь в семье орлесианского крестьянина близ города Халамширал. Она родилась крупной и некрасивой. К тому же ее отец хотел мальчика, так что, не желая кормить лишний рот, он отнес малютку в лес и оставил на произвол судьбы. Но, к счастью, плачущего ребенка нашли странствующие долийские эльфы.

Они взяли ее к себе в клан и вырастили как свою. Девочка научилась стрелять из лука, побеждать в поединках и выживать в дикой природе. Когда Авелин выросла, она была крупнее и сильнее большинства человеческих женщин, не говоря уже об эльфийских. Зная, как хорошо девушка сражается, приемные родители посоветовали ей принять участие в турнире людей в близлежащем Монтсиммаре. Но женщины в Орлее на турниры не допускались, равно как и не посвящались в рыцарство, и Авелин пришлось притвориться мужчиной. В клане ей выковали доспехи, шлем с закрытым забралом и прекрасный меч из железной коры.

Авелин явилась на состязания, назвавшись рыцарем из Антивы. Шлема она не снимала даже при стрельбе из лука. И конечно же, Авелин одолела многих рыцарей, пока дело не дошло до поединка с рыцарем Калевой, служившим самому Императору и считавшимся лучшим воином в тех землях.

Калева был полон решимости одержать победу, и его удары были сильны и быстры. Однако Авелин отражала каждый из них, и это злило Калеву все больше и больше. Наконец, в отчаянии, он подсек Авелин и бросил ее наземь. От удара шлем слетел у нее с головы, и Калева застыл, как громом пораженный. Он был посрамлен и потребовал, чтобы состязания были признаны недействительными, но толпа лишь освистала и осмеяла его. В гневе Калева развернулся и убил лежащую на земле беспомощную Авелин.

Сын императора, принц Селестин, тоже присутствовал на турнире и тоже был побежден Авелин, однако сумел оценить ее мастерство и храбрость и был весьма опечален ее несправедливой смертью. Когда в году 7:44 Века Бурь он взошел на престол, то отменил закон, запрещающий женщинам вступать в рыцарство, и посмертно посвятил в рыцари Авелин. Хотя женщины-рыцари в Орлее и поныне редкость, все, кто принимает посвящение, почитают госпожу Авелин как свою покровительницу.

Лорд Франсуа Маньи. «Авелин, рыцарь из Орлея». 8:4 Благословенного века.

 
   
   
 
     



2. БАЛЛАДА ОБ АЙСЛИ

*Редклиф, Дом, книжная полка (6)

ветер тревожит
могилы мелкие,
песню несет
над пустошью вдаль

слушай наш плач
внемли нашим словам
серые прокляты
покои дан нам

слушай наш плач
внемли нашим словам
живы мы,
пока память о нас жива

когда свет падет
под натиском тьмы
внемли нашим словам,
и восстанем мы

Из «Баллады об Айсли», предположительно написано после Битвы при Айсли, которая положила конец Четвертому мору, 5:20 Возвышенного века.

 
   
   
 
     



3. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЧЕЛАХ И ОДЫ ИМ

*Поместье эрла Эамона, книга (12)

О, дама милая садов благоуханных,
Эрлесса жимолости, розы и левкоя,
Прошу прощения смиренно и пространно
За нарушение порядка и покоя.

Твое занятие, бесспорно, слишком важно,
Чтоб я посмел прервать его вторженьем.
Признаюсь, не настолько я отважен,
Чтобы искать пчелы медовой уваженья.

Я был не прав, сорвав цветок чудесный
Для госпожи моей. И я готов стараться
И принести десяток более прелестных,
Коль ты мне разрешишь хоть попытаться.

Послушай, путник: проходя весной по саду,
Не раздражай садовниц, чтоб не пострадать от яда.

Автор неизвестен.

 
   
   
 
     



4. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧЕРНОГО ЛИСА

Лотеринг, Церковь, книга (10)

Лорд Реми Васкаль по прозвищу Черный Лис, родившийся в году 8:63 Благословенного века, был знаменитым вором и разбойником. О нем сложено столько историй, что уже невозможно установить, что из всего этого правда, а что - вымысел. Несмотря на аристократическое происхождение, Черный Лис стал героем для простонародья.

Изначально Лис приобрел известность благодаря своим издевательствам над тираном и самодуром лордом Вал Кевином. Появляясь в маске то тут, то там, Черный Лис постоянно срывал планы лорда, пока тот, вконец разгневавшись, не назначил огромную награду за голову «этой хитрой лисицы» (так Реми и получил свое прозвище, которое закрепилось за ним по сей день). И сегодня в тавернах любят рассказывать, как первейший наемник того времени Каролис, взявшись за эту работу, в итоге на всю жизнь сделался верным другом и соратником Реми (перед тем, правда, несколько раз чуть его не прикончив). Эта история часто грешит преувеличениями, поначалу изображая Реми в образе этакого фигляра, чья непостижимая способность выживать в конце концов так вывела Каролиса из себя, что он потерпел поражение. Это настолько впечатлило охотника за головами, что он присоединился к Лису.

После многих лет издевательств над солдатами лорда и его сборщиками налогов (что, по рассказам, было любимым времяпрепровождением Реми) Лис наконец попался. Предположительно его предала любовница - Сервана де Монфор (в некоторых пересказах она была чародейкой из Круга, никак не меньше). Протомившись больше года в темнице, Реми наконец вырвался оттуда - не без помощи своих товарищей (в том числе раскаявшейся Серваны), - и вместе они бежали из Орлея. В этот период Реми был замечен чуть ли не во всех уголках Тедаса: его слава росла, и все больше трактирщиков и торговцев радостно сообщали, что Черный Лис посетил их заведение и совершил какой-нибудь великий подвиг. Если верить всем этим рассказам, погоня у солдат лорда получилась превеселая. Реми участвовал в политической интриге в Неварре, за ним охотились антивские Вороны, а потом его похитил могущественный маг из Тевинтера. И каждый раз Реми в последний момент избегал гибели, утирал нос злодеям, помогал бедным и угнетенным, а затем неизменно воссоединялся со своим отрядом и отправлялся на поиски новых приключений. Судьбы его спутников - Каролиса и Серваны, мудрого гнома Болека и пылкого нравом рыцаря сера Клементиса - с годами тоже обросли легендами.

Все эти рассказы, однако, сходятся в том, что однажды Черный Лис взял и исчез. Со своими спутниками он отправился в Арлатанский лес на поиски подземного эльфийского города, и с тех пор о нем не было ни слуху, ни духу. Еще больше историй ходит о том, что с ними случилось в том лесу и как однажды им удалось спастись.

Из «Приключений Черного Лиса». Гастон Герольт, 9:11 века Дракона.

 
   
   
 
     



5. СВЯТАЯ ЖАРОВНЯ

Разрушенный храм, жаровня (15)

Жаровня, что стоит наверху лестницы в главном зале нашего храма, всегда была для нас загадкой. Именно в этой жаровне были созданы существа, которых мы зовем пепельными духами. В этой жаровне приносили себя в жертву последователи Андрасте, становясь вечными стражами Ее храма.

Собрав по крупицам сведения из старых книг, из летописей и из противоречивых преданий, я смог понять, что за ритуал проводился при создании духов. Жаровня была зажжена от священной свечи, пламя которой пришло от негасимого огня, в котором сгорела сама Андрасте. Избранный послушник несколько недель постился и молился, не употребляя внутрь ничего, кроме воды. Когда он, наконец, был готов, он брал в рот безупречную черную жемчужину и ступал в огонь. В древнем Тевинтере черные жемчужины наделялись магическими свойствами. Считалось, что жемчужина способна не дать душе пройти через Завесу, если держать ее во рту в момент смерти.

Таким образом послушники Андрасте отдавали себя вечному пламени, они становились прахом и возрождались в виде духов, чтобы защищать Возлюбленную Создателя нашего.

Из дневника отца Колгрима.

 
   
   
 
     



6. ЛЕГЕНДА О КАЛЕНХАДЕ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

*Редклиф, Дом Кайтлин, книга (12)

До коронации короля Каленхада Ферелден представлял собой всего лишь кучку независимых эрлингов и тэйрниров, беспрестанно воевавших друг с другом по разным незначительным поводам.

Каленхад родился в году 5:10 Возвышенного века и был третьим сыном в семье хайеверского купца. Времена были тяжелые, и когда мальчик немного подрос, его отправили к дальнему родственнику - бедному молодому рыцарю по имени сер Фораннан. Тот сделал Каленхада своим оруженосцем и доверил ему собак. Вскоре сер Фораннан со своим оруженосцем оказались втянуты в одну из войн за объединение, которые в то время не утихали. Войну затеял эрл Мирдин - могущественный, но не слишком популярный человек, желавший стать королем. Все началось с того, что сюзерен Фораннана, молодой и глупый эрл по имени Тенедор (возрастом не старше Каленхада), попал в осаду в собственном замке (ныне известном как Вест-Хилл), окруженный войсками Мирдина. Когда Мирддин вызвал Тенедора на переговоры, юный эрл решил послать вместо себя переодетого оруженосца. Добровольцем вызвался Каленхад. Он преклонил колени перед Тенедором и испросил этой чести.

К разочарованию Тенедора и сера Фораннана, эрл Мирдин сразу же раскрыл обман. «Зачем ты здесь?», - спросил эрл. Каленхад объяснил, что должен был выдавать себя за Тенедора. «Я собирался убить Тенедора, - сообщил ему эрл. - Ты готов принять смерть за него?» «Да» - , ответил Каленхад, чем произвел сильное впечатление на Мирдина и его соратников. Мирдин предложил Каленхаду стать его оруженосцем, но юноша отказался. «Раз вы собирались посягнуть на парламентера, - сказал он, - значит, вы бесчестный человек». Соратники Мирдина посмеялись над этим, но сам Мирдин признал, что в словах Каленхада что-то есть. Он позволил юноше вернуться в замок и затем предпринял последний штурм.

Во время приступа Тенедор и Фораннан погибли. Каленхад же оказался лицом к лицу с самим эрлом Мирдином. На глазах соратников Мирдина Каленхад победил его и потребовал, чтобы тот отозвать войска. «Зачем ты сражался, - удивился эрл, - если и твой господин, и господин твоего господина погибли?» «Я делал то, чего требовала от меня честь, - отвечал ему Каленхад. - Больше мне ничего не оставалось».

«Ты не пользуешься славой человека чести, - продолжал Каленхад, - но, полагаю, хочешь таким быть. Однажды ты сохранил мне жизнь, и теперь я делаю для тебя то же самое. Быть может, если бы больше людей жили по чести, мы бы научились доверять друг другу и жить в мире». И с этими словами Каленхад убрал меч.

«Ты обезоружил меня мечом, но поистине победил словами», - сказал Каленхаду эрл Мирдин, опускаясь на одно колено. А потом сообщил своим людям, что теперь точно знает: не быть ему королем - королем должен стать другой. И с этими словами Мирдин принес Каленхаду вассальную присягу и нарек его тэйрном и правителем всех земель Тенедора.

Из «Легенды о Каленхаде». Брат Херрен, писец Церкви, 8:10 Благословенного века.

 
   
   
 
     



7. ЛЕГЕНДА О КАЛЕНХАДЕ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ

*Комнаты храмовников, книга (8)

С присяги эрла Мирдина и начался путь Каленхада к власти.

Некоторые из соратников Мирдина также принесли присягу, но большинство решило, что их предводитель свихнулся. Доверить мальчику-плебею предводительство и престол? Однако дальнейшие события показали, что не зря Мирдин доверился Каленхаду. С каждой новой победой юный вождь завоевывал себе новых и новых сторонников, и весть о его доблести разлеталась во все края. В одном из походов на долинный баннорн он повстречал свою будущую соратницу, прославленную воительницу леди Шайну.

Спустя какое-то время Каленхад женился на прекрасной дочери Мирдина Майрин. Его незыблемая вера в истинность путей Церкви стала краеугольным камнем нового двора. Церковь тогда только-только обосновалась в тех землях, но основные военные силы были сосредоточены в руках почитателей Андрасте. Каленхаду удалось соединить разрозненные земли в одну державу. Своей благочестивостью он завоевал доверие религиозных ферелденцев, которые только и ждали подобного предводителя.

Имея в союзниках леди Шайну, Каленхад был непобедим и к 5:42 Возвышенного века война за ферелденские земли была уже почти выиграна. Оставался последний бой - с войсками Симеона, тэйрна Денерима, самого могущественного правителя тех земель. Каленхаду удалось привлечь на свою сторону Круг Магов и Воинов пепла, и вот, в битве в Белой долине, он окончательно разгромил Симеона и стал полноправным королем объединенной страны.

В ходе битвы Симеон чуть не убил Каленхада, но леди Шайна приняла удар на себя и сама убила Симеона. В том же году, в Денериме, Каленхад был коронован. Но еще не один месяц он провел у постели леди Шайны, выхаживая ее и возвращая к жизни.

Какое-то время в Ферелдене под правлением короля Каленхада царил мир. Церковь, поощряемая монархом, быстро распространяла свое влияние по стране. Куда бы ни приезжали король с королевой, их встречали с радостью и восторгом. Простонародье почитало Каленхада за одного из своих, добившегося невозможного. Впервые за всю историю ферелденских земель была налажена торговля с другими странами. Но ничто не вечно на земле, и золотому веку Ферелдена должен был неминуемо прийти конец.

Из «Легенды о Каленхаде». Брат Херрен, писец Церкви, 8:10 Благословенного века.

 
   
   
 
     



8. ЛЕГЕНДА О КАЛЕНХАДЕ, ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

*Денерим, Таверна, книга (19)

Легенда о Каленхаде гласит, что леди Шайна питала к своему королю чувства куда более нежные, чем дружеские. Эти чувства она держала в тайне, повинуясь долгу и чести. Но когда некая ведьма - позднее оказавшаяся сестрой эрла Симеона, жаждущей мести, - предложила ей приворотное зелье, леди Шайна не устояла перед соблазном. Она опоила зельем Каленхада, и той же ночью королева Майрин застала их вдвоем. В отчаянии она бежала из Денерима и вернулась к отцу. Когда Мирдин узнал о случившемся, он пришел в ярость и пригрозил Каленхаду лишить его своей поддержки и развязать новую гражданскую войну.

Говорят, что вскоре леди Шайна раскаялась в содеянном и призналась двору в применении запретной магии. За такой проступок ее полагалось казнить, но Каленхад простил леди Шайну и отказался от казни. Этого Мирдин не стерпел и начал объединять эрлов против Каленхада и леди Шайны. Очень скоро Ферелден вновь оказался на пороге гражданской войны.

Вопреки запрету Каленхада, леди Шайна в одиночку отправилась к Майрин, чтобы покаяться и вымолить мир, но там ее нашел Мирдин и убил. Разозленный и одновременно опечаленный Каленхад вызвал Мирдина на поединок чести. Ни тот, ни другой не желали этого, но оба понимали, что без поединка не обойтись. Пал в этой дуэли Мирдин. Смерть первого союзника короля, важного эрла, оказалась слишком сильным ударом для молодого королевства. Остальные эрлы не отказались от своих обвинений в адрес Каленхада. Угроза гражданской войны возникла вновь. Тогда Каленхад в последний раз отправился к жене, после чего просто исчез. Что он ей сказал - никому не ведомо. Он оставил Майрин документ, в котором отрекся от престола в пользу своего будущего сына, которого королева в тот момент носила под сердцем и который впоследствии взошел на трон как король Вейлан I, основатель династии Тейринов, существующей и по сей день. Каленхада же с тех пор никто никогда не видел.

Легенды и слухи о Каленхаде со временем только росли и ширились, даже когда истекли все мыслимые и немыслимые сроки человеческой жизни. Говорят, что он ушел в Дикие земли Коркари, или поселился с гномами, или даже стал монахом в уединенном и сокрытом от мира ордене Церкви. В году 7:88 века Бурь Церковь канонизировала Каленхада. Меч Каленхада, Неметос, остался у Майрин и долгое время служил символом королевской власти в Ферелдене. Стали распространяться слухи о его волшебной силе, и когда, во время успешного покушения на короля Венедрина в году 8:24 Благословенного века, меч был утерян, все восприняли это как тяжелый удар по роду Тейринов. С тех пор не раз появлялись подделки, выдаваемые за легендарный меч, но настоящий Неметос так никогда и не был найден.

Из «Легенды о Каленхаде». Брат Херрен, писец Церкви, год 8:10 Благословенного века.

 
   
   
 
     



9. ДНЕВНИК КАРИДИНА

*Тейг Ортан, книга (5)

940, день 45-ый, год 5-ый правления короля Валтора. У меня получилось. Видение, дарованное мне предками, наконец воплотилось в жизнь. Сегодня с моей наковальни сошел гном из живого камня и стали. Я назвал его големом в честь тех статуй из легенды, оживляемых мертвыми. В них, големах, наше будущее и наше спасение.

940, день 60-ый, год 5-ый правления короля Валтора. Это ужасная процедура. Не каждый способен вынести такое и сохранить разум. Для меня большая честь, что предки считают меня достойным нести эту ношу и ковать защитников для Орзаммара.

Такие великие свершения немыслимы без жертв. Камень и сталь не оживут, если не вдохнуть в них душу.

940, день 73-ий, год 5-ый правления короля Валтора. Я объявил набор добровольцев. Добровольцев немного, но они есть. Это юноши из касты воинов, младшие сыновья без имущества и без надежды на брак. Они желают защищать Орзаммар от чумы, выпущенной на свет людьми. Они хотят жить вечно в теле, которое крепче любой брони. И они не просят дать им поговорить с предшественниками.

Раньше я воздерживался говорить о таком, даже на этих страницах, но сейчас сказать необходимо. Душу в моих големов вдыхает смерть этих храбрых воинов. Они приходят ко мне, в чем мать родила. Я облачаю их в броню - такую большую, что даже самые крупные воины смотрятся в ней как дети. Наковальня становится их первой и последней колыбелью.

Со всех сторон от нас - толща земли не менее чем в милю. Никто не слышит, как они кричат, когда я заливаю расплавленный лириум через глазные отверстия, через рот, через каждый шов и каждую щелочку доспехов. Они затихают быстро, но запах остается надолго. Запах горячего металла с едва заметной ноткой крови. Я должен спешить. Броня становится ковкой, и я придаю ей форму молотом и щипцами.

Вскоре раскаленное тело начинает биться у меня в руках, скручиваясь и извиваясь с каждым ударом молота. Оно снова стонет - низко и сдавленно - но я научился не обращать на это внимания. Сейчас главное - не ошибиться. Нельзя, чтобы в глазу осталась окалина или в ноге - необработанный кусочек гранита. Они стонут, пока я работаю, но ведь это лучше, чем остаться сломанным, покалеченным? Те, с кем я беседовал, говорят мне о мучительной боли, но если бы они могли взглянуть со стороны, они увидели бы совершенство.

Из дневника Каридина.

 
   
   
 
     



10. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

*Башня Ишала, выброшенная книга (4)

Первый Мор вызвал в Империи Тевинтер хаос и опустошение. Порождениями тьмы, обрушившимися на селения, дело не ограничилось. Подданных Тевинтера ждал еще один удар - против них обратились их же собственные боги. Думат, один из Старых богов, известный как Дракон Тишины, восстал, чтобы погрузить в тишину весь мир. Несмотря на отчаянные мольбы о помощи, другие Старые боги не вмешивались. Тогда жители Империи усомнились в своей вере. Они начали убивать священников и сжигать храмы, дабы наказать вероломных богов, не пришедших к ним на помощь.

В те дни, даже после первого Мора, Империя простиралась через все известные людям земли. Граничащая с землями варварских племен, Империя была хорошо подготовлена к любому вторжению извне. Но крах ее уже назревал изнутри.

Жители дальних северных и восточных рубежей Империи взбунтовались против своих могущественных владык. Чтобы подавить эти мелкие бунты, тевинтерские магистры призвали демонов. Тела бунтовщиков они сожгли в назидание будущим мятежникам. Но бунты не утихли. Империя начала распадаться на части. Толпы негодующих и разочаровавшихся людей сделали то, что бессильны были сделать вражеские армии. Но магистры были все еще уверены в своей власти. Они просто не могли себе представить, как такое возможно - пережить Мор и пасть от руки своих же подданных.

Даже после Мора у Тевинтера была армия, превосходящая по численности армию любой другой страны в Тедасе. Но в армии этой царило разложение, и ее боевой дух стремительно падал. Крушение Тевинтера было таким сильным, что варвары Аламарри, уже наводнившие пустоши Ферелденской долины у юго-восточной границы Империи, увидели слабость врага и, после эпохи притеснений, выступили в поход, намереваясь не только освободить собственные земли, но и поставить на колени могучий Тевинтер.

Предводителями этого священного похода были великий военачальник варваров Маферат и его жена Андрасте. Их мечты и замыслы навсегда изменили мир.

Из «Истории паденияТедаса». Брат Дженитиви, ученый Церкви.

 
   
   
 
     



11. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ

*Замок Редклиф, нижний этаж, книга (2)

Когда пророчица Андрасте и ее муж Маферат встали во главе своего варварское войско, южный Тевинтер обратился в хаос. В прошлом Империя не раз защищалась от вражеских нашествий, но теперь она осталась без поддержки богов, ее армия была в упадке, а земли опустошены Мором. Многие считают, что выбор момента для вторжения был еще одним из чудес Создателя, коих было явлено немало во время похода Андрасте во имя распространения Его священного слова.

Андрасте была не просто женой военачальника. Она была обручена с самим Создателем. Услышав, как она поет, взывая к небесам о наставлении, Он был покорен ее мелодичным голосом и явился ей с предложением пойти с Ним и оставить порочный мир людей. В мудрости своей Андрасте взмолилась, чтобы Создатель вернулся к детям Своим и создал рай в мире людей. Создатель согласился при условии, что весь мир отринет своих лжебогов и примет Его священные заповеди.

Вооруженная знанием об истинном боге, Андрасте начала свой Священный поход против изможденной Империи. Одна из заповедей Создателя, гласящая, что магия должна служить человеку, а не властвовать над ним, была как бальзам на сердце угнетенных тевинтерцев, живущих во власти магистров.

Весть о Священном походе Андрасте, о ее чудесах и военных успехах распространилась очень далеко. Те из тевинтерцев, кто решили, что Старые боги их покинули, охотно вняли словам Создателя. Толпы этих бушующих жителей Империи, уничтожавших храмы, теперь делали это во имя Создателя и пророчицы Его Андрасте. Как армии Маферата завоевывали земли Южного Тевинтера, так слова Андрасте завоевывали сердца.

Говорят, что Создатель явил миру свою благодать в Битве на Валарианских полях, в которой войска Маферата разбили огромнейшую армию, какую Тевинтеру только удалось собрать. Южные пределы могучей империи теперь были в безраздельной власти варваров. Вера в Создателя, подкрепленная свершившимися чудесами, грозила сотрясти само основание Империи.

Но, как известно, сердце людское сильнее самого могучего оружия и, будучи ранено, способно на самые черные деяния.

Из «Истории паденияТедаса». Брат Дженитиви, ученый Церкви.

 
   
   
 
     



12. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

*Денерим, Дом Дженитиви, книга (3)

Говорят, что в Битве на Валарианских полях Маферат спокойно стоял и взирал на свои войска. Он завоевал южные пределы величайшей империи, которую когда-либо видел мир, и объединил разрозненные варварские кланы в силу, способную наводить страх. С гордостью в сердце он обратился к своим воинам, чтобы поздравить их... и обнаружил, что те отвернулись от него.

Маферата охватила зависть. После всего, что он сделал, вся слава досталась его жене. Он видел, насколько сильно Андрасте владеет людскими сердцами, и ему надоела роль второго мужа - пусть и второго после самого Создателя. Сердце его наполнилось яростью. Если он завоевал эти земли лишь затем, чтобы у него отнял жену какой-то забытый бог вместе с ордой фанатичного отребья, то война того не стоила.

Здесь летопись расходится с Песнью Света. Летопись гласит, что Маферат, обратив взор на север, в центральную часть Империи, увидел лишь перспективу дальнейшей затяжной войны против быстро перестраивающейся армии, и отчаялся. Песнь Света утверждает, что в Маферате взыграла зависть - к Создателю, к Андрасте, к тому почету, какой она обрела, хотя это он, Маферат, возглавлял войска и одержал победу!

Как бы то ни было, Маферат отправился в столицу Империи Минратоус и провел переговоры с архонтом Гессарианом. Он предложил выдать жену Империи в обмен на перемирие, которое положит конец вражде раз и навсегда. Архонт, желая заглушить голос пророчицы, обращающий против него его же людей, согласился. Маферат заманил Андрасте в засаду, где ее схватили имперцы, положив конец ее Священному походу.

Посмотреть на казнь Андрасте на центральной площади Минратоуса собрались тысячи верноподданных. По распоряжению архонта, пророчицу сожгли на костре - в Империи это считалось самой мучительной смертью из всех возможных. Однако, согласно учению Церкви, пламя лишь очистило Андрасте и возродило ее для жизни рядом с Создателем. Как бы там ни было, толпа ожидала услышать крики, но Андрасте молчала. При виде пророчицы в объятиях пламени людей охватило огромное чувство вины, словно они участвовали в величайшем грехе. И так сильно было это чувство, что сам архонт обнажил свой меч и пронзил им сердце пророчицы, окончив ее страдания и оставив собравшихся в тяжелых мыслях о том, что произошло у них на глазах.

Таким образом, казнь Андрасте, которая, по задумке, должна была положить конец вере в Создателя, напротив, предрешила судьбу поклонения Старым богам и вымостила путь для распространения Песни Создателя.

Из «Истории паденияТедаса». Брат Дженитиви, ученый Церкви.

 
   
   
 
     



13. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

*Денерим, Диковинки Тедаса, книга (6)

Те, кто присутствовал при смерти Андрасте, отчаивались не зря. Считается, что казнь пророчицы разгневала Создателя и Он снова отвернулся от человечества, обрекши жителей Тедаса на страдания во тьме.

В эти темные времена люди как никогда нуждались в свете. В любом свете. Некоторые находили утешение в демонических культах, что обещали власть и богатство в обмен на поклонение. Другие молили Старых богов о прощении, уговаривая великих драконов вернуться в бренный мир. Некоторые пали настолько, что ударились в поклонение порождениям тьмы, создав секты, прославлявшие зло в чистейшем виде. Люди искали спасителя и не находили, и казалось, что весь мир истекал слезами.

Однако последователи Андрасте после смерти своей пророчицы не отказа-лись от ее учения. После казни они выкрали священный прах Андрасте и спрятали его в тайном храме. Сведения о местонахождении этого храма давно утеряны, но прах Андрасте и по сей день служит символом веры в Создателя, веры в то, что человечество когда-нибудь заслужит Его прощение, несмотря на горе, причиненное Ему.

С течением времени поклонение Андрасте набирало силу и в конце концов оформилось в виде Песни Света. Было сказано: пропойте Песнь в четырех уголках Тедаса, и Создатель наконец обратит свой взор на мир. С распро-странением Песни Света культ Андрасте стали называть Андрастианской Церковью. Для тех, кто обращался в веру Церкви, первейшей задачей было нести слово Андрасте по всему миру.

А новообращенных было много, в том числе наделенных властью, – как в Империи, так и в городах-государствах, составляющих теперь Орлей. И такова была сила слова Создателя, что юный король Драккон предпринял несколько Священных походов, дабы объединить эти города-государства и создать империю, целиком посвященную воле Создателя. Орлесианская империя стала средоточием силы Церкви. В Великом Храме в Вал Руайо Церковь зародилась и была организована в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Драккон, к тому времени уже император Драккон I, создал Круг магов, Орден храмовников и Священную канцелярию Верховной Жрицы. Многие в Церкви почитают его почти так же, как саму Андрасте.

Современная Церковь - это обитель веры и красоты, а также необходимая организация, защищающая Тедас от могущественных сил, способных нанести ему вред. Как Серые Стражи защищают мир от Моров, так Церковь оберегает человечество от него самого. И прежде всего Церковь старается заслужить прощение Создателя в надежде, что когда-нибудь Он вернется и сделает мир тем раем, каким тот и был задуман.

«История падения Тедаса». Брат Дженитиви, церковный ученый.

 
   
   
 
     



14. САГА ОБ ИЛОРЕНЕ

Лагерь долийцев, Каммен дает книгу за квест

В дни после восстания Зазикеля темные твари заполонили все уголки земли. Против архидемона сплотились все народы мира, и шемлены встали рука об руку с эльфами. На дальнем севере, где холмы разбрелись по долинам, где земля век от века сгорает под немилосердным солнцем, в землях, что шемлены зовут Андерфельсом, жил клан наших сородичей, жил и боролся с Мором за свою жизнь. Хранителем клана был Илорен. Будучи в юности охотником, не менее хитрым, чем любой волк, он неизменно уводил свой народ от порождений тьмы, преследовавших клан по пятам. Но старый охотник понимал, что бесконечно бежать невозможно. Они должны развернуться и дать бой, иначе смерть. У подножия Мердайна порождения тьмы окружили клан Илорена. Той ночью луна была окутана облаками, а на землю лег наводящий ужас туман, который возник буквально из ниоткуда. В таком тумане невозможно было ничего разглядеть. И порождения тьмы не преминули этим воспользоваться и напасть. Но Илорен хорошо подготовился. По всему лагерю охотники разбросали сухую траву, ветки и ежевичные стебли. Когда в тумане послышался хруст шагов, Илорен вместе с другими хагренами пустили в ход древнюю магию. Они начали метать молнии. И хотя в самих порождений тьмы эти молнии не попадали, они попадали в хворост, и этого было достаточно. Разгоревшись, ветки образовали большое огненное кольцо, и ни одна из темных тварей не прорвалась сквозь него.

Из «Саги об Илорене». Записано Затрианом со слов хранителей.

 
   
   
 
     



15. ДЕЙН И ОБОРОТЕНЬ

*Денерим, Жемчужина, книга (13)

Дозвольте же мне спеть о героях
И о чести утраченной и возвращенной,
О чудовищах и людях всякого рода,
О Дейне-охотнике, в Ферелдене лучшем,
Который ранним осенниим утром
За белым оленем, сиявшем под солнцем,
Следил неустанно, настичь желая.

Сквозь зеленый лес гнал охотник добычу
И в забытой роще настиг оленя,
Не зная, что голод он тем пробудил
У оборотня с умом человека.
Привлеченный охотой, тот явился
Предъявить на оленя белого право.
Теплой крови запах соблазнил зверя.

Стояли два охотника тихо,
Дейн с копьем и волк со всей стаей.
Понял Дейн, что проигран бой:
Впереди извилистые тропы Тени.
Сказал тогда волк голосом человека:
«Ты забрал оленя у моей стаи,
Но за все в этом мире платить придется».

Окружили тесно охотника волки,
И тот, кто сталью, сверкавшей ярко,
Убивал кабанов и медведей многих,
Страх познал. Как могильные камни,
Ревели звери о жуткой сделке:
«Умри или займи мое место волка,
А я займу среди людей твое место».

Так была заключена сделка,
И Дейн в виде волка служил стае,
А волк в виде Дейна к семье вернулся.
Через год и день это стало явным,
Но за дела иные дать нельзя ответ,
И не вернуть потраченных монет,
Сердцам же, отданным в залог, спасения от трещин нет.

Из саги «Дейн и оборотень», записанной менестрелем Уккамом, 4:85 Черного века.

 
   
   
 
     



16. СМЕРТЬ ХРАМОВНИКА

*Деревня Убежище, книга (3)

Сухая пыльная земля жадно поглощает падающие на нее соленые капли. Какое-то крошечное насекомое замирает, прислушиваясь к вибрациям, и стремглав уносится прочь, подальше от невидимого врага. Капли падают, и темные круги сливаются, очерчивая, как в зеркале, того, кто их создал.

Первобытная жажда крови и первобытное горе вместе образуют смертельную смесь, способную сломить сильнейшего из людей. Распоряжаться силой - это дело разума, а не руки или груди. Лишь мудрейшие обращаются к Его внутреннему храму, чтобы отделить разум от всепожирающего безумия. Искушающие голоса, сулящие славу, поджидают на пути слабых, на пути плоти, и влекут смерть куда худшую, чем от раскалённого свинца или стали. Эти пустые обещания вечно будут отдаваться в бездне.

Живя в уюте среди вещей, слишком легко не понять истинного значения бесконтрольной ненависти. Не понять силу борьбы против чистой, неколебимой веры, против врага, что слушает лишь голос своей души. Бесконтрольную ненависть, где есть чуждое влияние, там нет невинности и чистоты. Шрам этот вечен и находится внутри.

Дождь, теперь красный, платит по долгам минувших деяний. Он проникает глубже в землю, покуда разум замедляет своё течение. Что привело, что притянуло его сюда? Разум угасает, возвращаясь к давнишней памяти об истинной чистоте. Он вступил в войну, как новорожденный вступает в мир, не зная ни об ужасах, ни о свете Создателя, что его спасет.

Сверху доносится звук металла, скользящего по коже. С того мгновения, как он родился, до его недалекого уже последнего вздоха его разум обрабатывал и анализировал полученные знания и опыт. Да, он полагал, что будет мудрым в собственных глазах, но лишь поистине смиренный осознаёт, как мало знает. Предвзятость, предположения и все фальшивые предлоги и отговорки уступают место звуку стремительной стали, и тогда наконец его душа, уже готовая, как и глаза его, сухие от этого последнего осознания, входит в благодать Его в чистейшей своей форме.

Из «Смерти храмовника». Сэр Эндрю, рыцарь Андрасте и архивариус храмовников, год 9:4 Века Дракона.

 
   
   
 
     



17. МОКРАЯ И ИЗРЯДНО ПОЖЕВАННАЯ КНИГА

Находка пса мабари в любой локации

(Большая часть нечитаема)

День 42. Я начинаю подозревать, что нами кто-то управляет. Какая-то незримая длань, нависшая над нами. Я все время слышу щелчки. Щелк-щелк. Щелк-щелк.

(Несколько страниц отсутствует, а на оставшейся странице чернила смазались и растеклись)

...и тогда сказал им, что не возьму никакого сыра, если его не преподнесет сама Преподобная мать...

(Страница заляпана грязью или чем-то подобным)

День 115. Мама всегда говорила мне, что я особенный. Я и не подозревал, насколько она была права...

(Одно сплошное чернильное пятно)

...это был Юсарис! Клянусь! Очень похоже на орнамент в гостиной эрла. Я отправил его в Круг, чтобы проверить, но я не слышал...

Из мокрой и изрядно пожеванной книги.

 
   
   
 
     



18. НОЛАДАР. АНТОЛОГИЯ ГНОМЬЕЙ ПОЭЗИИ

*Торговый квартал Денерима, книга (16)

И восстала нежить,
Рожденная в могилах неглубоких
Из плоти из живой.

Написано Совершенным Линчаром, 7:44 Века Бурь.

Для тебя есть вкусный наг!

Не хочу я, мистер Клаг,
Мне не нужен вкусный наг.

Лезь скорей за ним в овраг!
Дам тебе за это флаг!

Не полезу я в овраг,
Мне не пригодится флаг.

Нага ты поймай в кулак!
Ну давай, вперед, чудак!

Пожалею свой кулак,
Лучше слизистый червяк.

В животе твоем голяк!
Ты ведь нагов есть мастак?

Нагов есть я не мастак,
В моем пузе не голяк,
Не нужен мне флаг,
Не полезу в овраг,
Уж лучше червяк!
И я не чудак.
Что с тобою, мистер Клаг?
Дури выпил полный бак?

Не отвертишься ты так.
Ешь скорей, желаю благ.

Съел его я, мистер Клаг!
Лазил я за ним в овраг,
Потому что я чудак.
Вот мой кулак,
А вот и флаг.

Написано Совершенным Свессом, 2:12 Славного века.

Никогда не сдавайся
Пускай гномья кровь холодна,
Но жизнью бурлит, как руда

Написано Совершенным Линчаром, 7:48 Века Бурь.

Рудокоп с лицом отвратительным
Был на зад похож удивительно.
К мертвякам он попал
И с концами пропал,
Став добычей для них изумительной.

Написано кузнецом слов Карлолом из дома Йонох, 9:11 Века Дракона.

 
   
   
 
     



19. РЫБА ДЛЯ ПИРА

*Поместье эрла Эамона, книга (15)

Вощдушный пудинг из скумбрии

2 стебелька сельдерея
1 зеленый перец
Полфунта вареной скумбрии
1 небольшая луковица, нарезанная кубиками
2 чайные ложки горчицы
1 чайная ложка соли
половина чайной ложки молотого антивского перца
восемь чайных ложек молотого мускатного ореха
щепотка молотого семени кардамона
2 взбитых яйца
2 яйца, сваренных в мешочек и нарезанных ломтиками, для украшения

Книга, найденная в поместье эрла Эамона, сама собой открывается на этом странице.

 
   
   
 
     



20. ПЕРВЫЙ МОР, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Лотеринг, Церковь, книга (7)

Тедас - земля в высшей степени многообразная. Здесь можно встретить и принцев-ассасинов в Антиве, и сумрачных грифонов в Андерфелсе, но в своих путешествиях я обнаружил то, что объединяет все народы Тедаса. Это история о гордыне и проклятии. В разных краях ее, конечно, рассказывают по-разному, но суть остается неизменной.

В своем расцвете империя Тевинтер простиралась чуть ли не по всему Тедасу, объединив весь известный мир под властью тиранов-магистров. Говорят, что Старые боги, которым поклонялись магистры, даровали им знание магии крови, и эту запретную силу маги использовали для укрепления своей власти. Кровь как рабов-эльфов, так и людей реками текла по имперским алтарям, дабы насытить алчность магистров. По рассказам, их неумеренность была столь ужасна, что можно только радоваться тому, что в наши дни магия крови запрещена.

Но все, что высоко возносится, рано или поздно падает. Неизвестно, что послужило причиной - предвидение неизбежного краха или непомерная гордыня, - но магистры осмелились открыть портал в Златой град в самом сердце Тени. Они хотели узурпировать престол Создателя, оставленный без надзора в Златом граде, после того как Создатель отвернулся от своих творений. Они готовы были захватить сами небеса и стать равными богам.

Именно это Церковь, часто говорящая обиняками, называет Вторым грехом.

Согласно большинству вариантов легенды, магистры действительно добрались до Златого града и вошли в обитель Создателя, куда не смел, да и не мог до них ступить ни единый смертный. Но не человеческое это дело - ходить по небесам. Нечестивыми магистрами владела гордыня и другие грехи, и присутствие их оскверняло Златой град. Некогда цитадель совершенства и святости, ныне он оказался вертепом, пристанищем тьмы и кошмаров. Магистры были изгнаны обратно через собственный портал и прокляты за свое вероломство. Осквернив Златой град, магистры сами переродились и стали первыми порождениями тьмы. Златой град, некогда светозарный маяк в самом сердце Тени, стал Черным градом, памятником цене человеческой гордыни.

Из «Истории падения Тедаса». Брат Дженитиви, ученый Церкви.

 
   
   
 
     



21. ПЕРВЫЙ МОР, ЧАСТЬ ВТОРАЯ

*Замок Редклиф, верхний этаж, книга (9)

В наше время люди слабо представляют себе последствия Второго греха. Нет, конечно, если спросить об этом тех, кто благочестив и религиозен, они будут рьяно проклинать порочную магию, не жалея ни слов, ни чувств. Однако среди ныне живущих нет тех, кто на самом деле помнит ужасы, наводнившие мир в ту эпоху. Письменные документы, если они и были, увы, не пережили последовавшей затем эры хаоса и невежества. В нашем распоряжении лишь рассказы выживших, изустно передаваемые на протяжении всех темных веков, и догма Церкви, что наставляет нас. А это, следует признать, крайне мало.

Полагаю, я не преуменьшу, если скажу, что Второй грех выпустил на волю бич всего живого в Тедасе. Порождения тьмы куда опаснее, чем самая страшная чума. Это безжалостная сила природы, пришедшая в наш мир как гнилостный ветер. По опыту дальнейших Моров (так стали называть нашествия порождений тьмы, и это самое точное название, какое только можно было придумать) мы знаем, что везде, где проходят порождения тьмы, воцаряются болезни и голод. Сама земля оскверняется от их присутствия, а небо наливается черными тучами. Я не преувеличу, друзья мои, если скажу, что большое скопление порождений тьмы - знак страшного катаклизма.

Считается, что те самые проклятые магистры, ставшие первыми порождениями тьмы, забрались глубоко под землю, нашли прибежище во тьме гномьих Глубинных троп и там размножились. Движимые не то неким замыслом, не то остатками почтения, они отправились на поиски Старых богов, которым когда-то служили. И они нашли то, что искали - нашли Думата, первого среди Старых богов, известного когда-то под именем Дракона Тишины. Он и все его собратья были заключены Создателем под землю за то, что заняли его, Создателя, место в сердцах людей. Этот грех назвали Первым грехом.

Когда спящий дракон проснулся, освобожденный из заточения своими темными почитателями, скверна перекинулась и на него самого. Думат стал первым архидемоном. Его могущество встало на службу воспаленному, нечестивому разуму. Думат воспрял и снова взмыл в небеса, неся разорение в мир, созданный Создателем. Орда порождений тьмы следовала за ним по пятам. Старый бог стал оком темной бури, что грозила разрушить весь мир.

Из «Истории паденияТедаса». Брат Дженитиви, ученый Церкви.

 
   
   
 
     



22. ПЕРВЫЙ МОР, ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

*Пещеры, книга (5)

Мир времен первого Мора был не похож на мир, который мы знаем сегодня. Если не считать Империю, где царила цивилизация, люди в основной массе были дики, жили разрозненно, разбивались на кланы и племена и воевали друг с другом за ресурсы. В то же время глубоко в толще горных хребтов Тедаса переживала свой расцвет гномья культура - столь же организованная и развитая, сколь примитивной была людская культура.

Когда порождения тьмы выбрались на поверхность из своих подземных укрытий, люди сначала пришли в смятение, но потом начали сопротивляться. Армии Тевинтера всеми силами пытались сдержать орды темных тварей и не дать скверне расползтись по земле, но они не могли успеть сразу повсюду. В человеческую историю первый Мор вошел как период невообразимого опустошения, и это действительно так. Но в нашем себялюбии мы часто забываем о том, что пережили гномы в своих отрезанных от мира горных королевствах.

Орды, противостоявшие гномам, намного превосходили те, что выступили против людей, поскольку порождения тьмы хотели захватить весь подземный мир. Несмотря на мощь и технологическое превосходство гномов, беспощадные порождения тьмы одержали верх, сначала уничтожив удаленные тейги, а потом поглотив целые государства. Вы только вдумайтесь: за несколько десятилетий погибла целая цвилизация. По сравнению с теми ужасами, что испытали гномы, наш наземный первый Мор предстает мелкой стычкой. И во всех последующих Морах главный удар принимали на себя гномы, чьи потери превосходили человеческие.

В конце концов четыре гномьих королевства смогли объединить усилия и нанести ответный удар. Это их и спасло. Оставшиеся же гномьи земли были обречены. Порождения тьмы заняли Глубинные тропы, грандиозный подземный лабиринт, связывавший между собой земли гномов по всему Тедасу. И теперь, через эти тоннели, порождения тьмы легко могли в любом месте выбраться на поверхность и атаковать.

Человечество было просто не готово к такому нашествию. Стало ясно, что существующие методы ведения войны ему не помогут. Нужно было что-то новое.

И тогда появились наши спасители - Серые Стражи.

Из «Истории паденияТедаса». Брат Дженитиви, ученый Церкви.

 
   
   
 
     



23. ПЕРВЫЙ МОР, ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

*Поместье эрла Денерима, книга (2)

Основанный в крепости Вейсхаупт в Андерфелсе, орден Серых Стражей стал надеждой для человечества в тот скорбный час. Те, кто десятилетиями сражались с порождениями тьмы, объединились, и лучшие из них дали обет сделать все, чтобы сдержать море тьмы, что разлилось по земле. Эти великие люди, эльфы и гномы, собрав воедино все, что знали о враге, образовали единый фронт, чтобы покончить с бесчинствующим архидемоном.

И они с ним покончили. О первом наступлении Серых Стражей на ряды порождений тьмы в городе Нордботтен до сих пор слагают баллады. Каждому из Стражей приходилось сражаться одновременно с одним-двумя десятками порождений. Эскадроны Серых Стражей верхом на могучих грифонах, взмывающие в черное небо и бьющиеся с ужасным архидемоном копьем и заклятием - каким зрелищем это должно было быть!

Невероятно, но факт: тот первый бой Серые Стражи выиграли, и у мира неожиданно появилась надежда. Все последующее столетие люди и последние упорные защитники гномьих земель, ведомые Серыми Стражами, сражались с ордами архидемона Думата, захватывая и теряя земли, но не отступая. По всему Тедасу Стражи набирали под свое знамя тех, кто мог показать себя на поле боя, не делая различий между эльфом-рабом и человеком-дворянином. Наконец, почти два века спустя после того, как первый из Старых богов восстал из земли, состоялась великая Битва Тихих Полей, в которой объединенная армия людей и гномов под предводительством Серых Стражей нанесла окончательное поражение Думату. Первый Мор был окончен.

Империю Тевинтер уже ждало новое испытание - пророчица Андрасте. О Море быстро забыли. Со смертью Думата порождения тьмы больше не рассматривались как угроза. Но теперь, оглядываясь в прошлое, мы понимаем, как глупа и опасна гордыня. Дело Серых Стражей было еще очень далеко от завершения.

Из «Истории паденияТедаса». Брат Дженитиви, ученый Церкви.

 
   
   
 
     



24. ПЕРВЫЕ ДЕТИ СОЗДАТЕЛЯ

*Испытание, книга (3)

Первыми творениями Создателя были духи, восхитительные создания, обитавшие на шпилях Златого града и, согласно Песни Света, абсолютно преданные Создателю. Создатель, однако же, оказался ими недоволен. Он, задумав духов подобными Себе, наделил их способностью творить прямо из мирового эфира, но они этого не делали. У них не было никакого позыва к творению, и даже когда Создатель приказал им творить, им не хватало воображения, чтобы вдохнуть в свои создания жизнь.

Создатель понял Свою ошибку. Он создал духов подобными Себе во всем, кроме одного - в них не было искры божественного. Он изгнал всех духов из Златого града в Тень и приступил к своему следующему творению, и творением этим была жизнь.

Создатель сотворил мир с живыми существами, отделив его от Тени Завесой. Его новые дети уже не могли произвольно изменять мир вокруг себя, а потому оказались вынуждены бороться за выживание. Видя это, Создатель наделил их божественной искрой - душой - и с радостью наблюдал, как растут и цветут Его создания и какую изобретательность демонстрируют они во всем.

Возревновав к живым обитателям мира, духи явились к ним во сне и пригласили в Тень. Они хотели узнать больше о жизни, надеясь отыскать способ вернуть расположение Создателя. Через опыт смертных они постигли новое: любовь, страх, боль и надежду. Духи преобразили Тень, дабы она напоминала мир живых и дабы в ней были те новые сущности, что они постигли, и каждый дух отчаянно стремился заманить к себе как можно больше спящих в попытке получить через них божественную искру.

Но по мере того как могущество духов росло, некоторые из них стали высокомерно относиться к смертным. Такие духи побывали в самых черных уголках душ спящих. В их землях царили мучения и кошмары, и они знали, что смертных влекут места, отражающие их пороки. Эти духи, оспорив, мудрость Создателя, объявили смертных творениями ниже себя. Вобрав в себя все темное, что они видели в душах, они стали первыми демонами.

Гнев, вожделение, праздность, похоть, гордыня - вот те темные уголки души, что дают демонам их силу, те крючки, которыми процарапывают они себе путь в мир живых. Именно демоны нашептали людям, чтобы те отвернулись от Создателя и обратились к лжебогам. Они стремятся подчинить себе все живое, воздвигая в Тени королевства кошмара и надеясь однажды обрушиться на стены самих небес.

И вновь Создатель отчаялся, ибо даровал Он своим новым детям способность творить, а в ответ они сотворили грех.

Из «Первых детей Создателя». Бейдер, Старший Заклинатель Оствика. Год 8:12 Благословенного века.

 
   
   
 
     



25. СТАЛЬНОЙ ЛЕГИОН

*Орзаммарские Хранители, книга (3)

Совершенный Каридин исчез в одиннадцатом году правления короля Валтора, и вместе с ним был утерян секрет изготовления големов. Чтобы найти его, на Глубинные тропы отправлялись экспедиции, но порождения тьмы неизменно отбрасывали их назад.

В конце концов, на втором году правления королевы Геты на поиски Совершенного был отправлен целый Стальной Легион, состоящий из ста двадцати шести големов.

Ни один голем не вернулся.

Хранитель големов отказался поддерживать дальнейшие попытки найти Каридина, и Совершенный был официально объявлен погибшим.

Хранители так и не смогли оправиться от потери целого легиона големов. С тех пор отряды, состоящие исключительно из големов, на Глубинные тропы не выпускают.

 
   
   
 
     



26. ИН УТЕНЕРА

Лагерь долийцев, песенник в сундуке (3)

хагрен на мелана салин
эмма ир абелас
сувер'инан исала хамин
венан хим дор'фелас
ин утенера на ревас

вир сулан'нен
вир диртера
вир самаль ла нумин
вир лат са'вунин

Перевод с эльфийского:

старейшина, подошел твои срок
душа моя скорбью полна
отдых нужен усталым глазам
сердце увядшее бьется все реже
свобода - во сне наяву

мы поем, веселясь
мы рассказываем истории
мы смеемся и плачем
мы любим - еще один день

Из «Ин утенера», эльфийской народной песни неизвестного происхождения.

 
   
   
 
     



27. ЛЕГЕНДА О ЛУТИИ ГНОМЬЕМ СЫНЕ

Остагар, разговор с предводителем воинов пепла (недоступен гному)

В детстве Лутий был очень маленьким, меньше, чем большинство детей аламарри. Когда ему было двенадцать лет, он спас Туту, сына вождя племени, от его собственной собаки: взбесившись, та напала на Туту, но Лутий задушил ее голыми руками. Отец Туты Мабене был так поражен силой и храбростью Лутия, что принял его как родного сына.

К зрелому возрасту Лутий уже был известен своим обаянием и храбростью. Несмотря на свой маленький рост, Лутий был сильнее и отважнее всех прочих воинов в племени. Он был еще довольно юн, когда Мабене отправил его в гномий город Орзаммар вести переговоры о союзе. Племя Мабене враждовало с другими аламарри, и ему нужна была любая помощь.

Лутию не удалось уговорить короля гномов помочь его племени, но, находясь в Орзаммаре, он влюбился в дочь короля Скаэю, и та ответила ему взаимностью. Бежав из гномьего королевства, влюбленные поселились в племени Лутия. Скаэя научила Лутия сражаться, не чувствуя боли: для этого надо было впасть в состояние берсерка, известное как «боевая ярость «. Лутий неоднократно применял этот навык в бою и стал прославленным воином.

Немало побед одержал со своим племенем Лутий и в конце концов заменил своего приемного отца, став вождем племени. Мир долго не продлился. Во время торжества, устроенного вождями племен аламарри и аввар, красивая и властная предводительница аввар по имени Морриганнан влюбилась в Лутия и соблазнила его. Скаэя, узнав об этом, бежала из селения и вернулась в Орзаммар. Когда же Морриганнан предложила Лутию жениться на ней, тот отказался. Страшно разгневанная Морриганнан вернулась к себе, и между двумя племенами началась война.

Пятнадцать лет воевали аламарри и аввар. В Битве у Красного водопада молодой, но очень сильный воин из племени Морриганнан вызвал Лутия на поединок. Лутий был тяжело ранен, но все-таки убил юношу. Тогда Морриганнан раскрыла Лутию, что юноша этот был его сыном, зачатым пятнадцать лет назад, во время их единственного свидания. Она прокляла Лутия, заклеймив его детоубийцей, и Битва у Красного водопада обернулась против Лутия.

Морриганнан наносила ему поражение за поражением, и аламарри были вынуждены отступить к подножию Морозных гор. Это был последний рубеж. В ночь перед финальной битвой к Лутию пришла Скаэя и предложила гномью кольчугу в обмен на ночь любви. Лутий согласился и наутро надел на себя кольчугу Скаэи. Битва была жестокая и кровопролитная. Лутий и Морриганнан сошлись в личном поединке, и в конце концов Лутий убил воительницу, но перед этим сам получил смертельный удар в сердце - кольчуга непостижимым образом не смогла защитить его. После боя с гор сошел отряд гномьих воинов и отнес бездыханное тело Лутия в Орзаммар.

Из «Легенды о Лутии Гномьем Сыне». Автор неизвестен. Ок. -350 г. Древнего века.

 
   
   
 
     



28. ОДА СКРОМНОМУ НАГУ

*Орзаммарские Хранители, книга (12)

Однажды я подал человеку нагов, но он заявил, что это все равно что есть нечестивое блюдо из свиньи с зайцем. Такая перспектива показалась ему столь ужасной, что он отказался от мяса и довольствовался черствым хлебом.

Это, разумеется, лишний раз показывает, насколько у наземников - в частности, у людей - не развит вкус. Безусловно, мясо нага - самое вкусное, какое я только пробовал. Только у мертвого не потекут слюнки при мысле о нежном кусочке жареного нага во рту. Совершенного Варена - хоть дом его и пал - всегда будут помнить за то, что он открыл нам это чудесное яство. По правде говоря, он открыл его вынужденно, оказавшись отрезанным от отряда и проблуждав неделю по Глубинным тропам, но мы не будем ставить это в вину славному Совершенному.

Чаще всего с нагами готовят блины и наг-гетсы (их очень любят мои дети). Но нага можно приготовить и другими, весьма интересными и изысканными способами. Покойный король Ансгар Эдукан обожал нагов, подсушенных на железном противне и допеченных в печи, со сметанным соусом и глубинными грибами. Замечу, что грибы с Глубинных троп следует употреблять с осторожностью, поскольку они часто растут близко от трупов порождений тьмы. Считается, что это и придает им неповторимый вкус и пьянящий аромат, но злоупотребление такими грибами может привести к душевной болезни.

Из «Оды скромному нагу». Браган Толбан, знаменитый повар дома Эдукан.

 
   
   
 
     



29. ГНОМЬЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

*Орзаммарские Хранители, книга (9)

Наг в грязи сидит,
Ушами шевелит.
Лови его - он убегает!
Жить спокойно продолжает!

Наг в грязи сидит,
Ногами шевелит.
Пни его - он ускользает!
В салочки с тобой играет!

Наг в грязи сидит
И носом шевелит.
Он со смеху помирает!
В мое блюдо попадает!

«Пироги с нагами», популярная колыбельная гномов.

 
   
   
 
     



30. ПРОПОВЕДИ ВЕРХОВНОЙ ЖРИЦЫ РЕНАТЫ I

*Разрушенный храм, книга (8)

Слабость воли - большой недостаток всех смертных детей Создателя. Мы разбрасываемся честью, словно она мельчайшая из монет. Мы не понимаем, ни что такое чистота, ни чего она стоит. Из этого невежества и произошел первородный грех.

В какой-то момент каждый из нас задумывается: «Что с того, что я сохраню в себе чистоту? Я всего лишь смертный. Я ничего не могу». Как же мы слепы в этот миг! Добродетели одного раба хватило, чтобы разрушить империю Тевинтер. Бесчестия одного человека хватило, чтобы отвратить от нас Создателя. Говорю вам истинно: ничто, кроме чистоты наших сердец, не поможет нам вернуть любовь Создателя. Это единственная наша сила, способная изменить мир в лучшую или в худшую сторону.

Из проповеди о чистоте.

 
   
   
 
     



31. ДНЕВНИК УСМИРЕННОГО

*Замок Редклиф, верхний этаж, книга (3)

Кто-то смеется надо мной, а мне теперь все равно.

Когда-то я тоже учился, как и они. Я занимался под наставничеством чародея, пытался овладеть искусством подчинения магии своей воле. Но она не хотела мне подчиняться, как я ни старался. Я видел направленные на меня косые взгляды чародеев, полные тревоги и разочарования. Когда остальные ученики вовсю призывали огонь, я еле-еле мог зажечь свечу.

Я боялся магии. Когда я был маленьким мальчиком, бабушка потчевала меня сказками про ужасную Флемет, ведьму Диких земель. Она рассказывала мне о магистрах и о том, как из-за их злой магии в мире появились порождения тьмы. Она рассказывала мне о демонах, о том, что их притягивают сны владеющих магией, как пламя притягивает мотыльков. Она обо всем этом мне рассказывала, потому что дар к магии, по ее словам, в крови у всей нашей семьи.

А значит, и у меня тоже. Все свое детство я страшился этой мысли, упрашивал Создателя, чтобы тот избавил меня от этого проклятия, но сердцем уже чувствовал иное. И когда в наш дом пришли храмовники, я уже знал - зачем.

Башня магов оказалась ужасной, полной тайн и опасностей. Храмовники смотрели на меня так, будто я вот-вот превращусь в одержимого прямо у них на глазах. Учитель терпеливо пытался научить меня сосредоточивать волю - единственную мою защиту на случай, есл демон попытается меня поработить, но все было тщетно. Сколько ночей я плакал, боясь засыпать в этом темном и одиноком месте?

Наконец наступили Истязания, моя последняя проверка. Встреться с демоном, сказали мне, или придется тебя усмирить. При усмирении рвется связь с Тенью. Усмиренный не видит снов, и ни один демон не в силах до него добраться, однако усмиренный не может творить заклинаний и больше не испытывает никаких эмоций. Встреча с демоном обернулась бы для меня верной смертью, так что выбор был невелик.

Это было даже почти не больно.

И вот я продолжаю жить с магами и помогать им. Мы, усмиренные, заведуем архивами. Мы ведем хозяйство в башне, закупаем запасы и ведем бухгалтерию. Кроме того, наше состояние позволяет нам работать с лириумом без вреда для себя, так что именно мы зачаровываем предметы. Потом мы их продаем тем, кому разрешит Круг. На вырученные деньги Круг и живет.

Так что мы, усмиренные, нужны магам. И пусть молодые и старые смотрят на меня искоса - без меня им не обойтись. Они могут считать меня несчастным, но я теперь не чувствую ни счастья, ни несчастья. Меня не волнует, что я такой. Тени теперь - просто тени, и меня это вполне устраивает.

Эддин Кроткий, усмиренный. Стархевенский Круг Магов, Вольная марка.

 
   
   
 
     



32. ДНЕВНИК ТРИАНА

Пролог за знатного гнома, Королевский дворец, дневник (13)
*Орзаммарский королевский дворец, книга (5)

21 фервентиса. Видел, как Горим носится туда-сюда, дабы подготовить праздничные доспехи для моего братца. Остановил его и спросил, как идут приготовления. Он ответил, что на одном из нарукавников есть пятнышко. Вот это усердие так усердие. Он очень предан нашей семье.

23 фервентиса. Шел обсудить с отцом договор, когда наткнулся в зале на гонца. Спросил, что тот делает в королевском дворце. Он что-то промямлил насчет подарка для «нового командира» и стал просить (чуть ли не умолять) меня передать брату какую-то вещицу. Это меня-то! Чтобы наследник трона Орзаммара был на посылках у гонца! Наверное, он просто новенький. Выгнал его взашей, но до сих пор меня трясет от такой наглости.

Потом узнал, что это Белен надоумил гонца передавать посылки через меня. Весьма странно для орзаммарского принца выкидывать такие фортели. Пора бы уже повзрослеть и понять, что член королевской семьи не может вести себя столь безответственно.

24 фервентиса. Утром (опять!) обнаружил Беленову маленькую... подружку в коридоре возле его спальни. Видимо, пыталась что-то стащить или уже стащила. Грудь у нее выпирала больше, чем прилично даме. Драгоценностей, что ли, в лиф напихала? Ладно, притворился, что не заметил ее. А то бы конфуз вышел. Держал бы Белен ее у себя в комнате под замком, если уж она ему так нравится. Младший братишка все никак не наиграется. Совсем не думает о своем долге принца. Надо будет поговорить с ним о дисциплине, когда найдется время. Увы, я слишком занят делами, которые отец взвалил на мои плечи.

26 фервентиса. Вспомнил, что надо послать какой-нибудь подарочек Джайлии Хельми. Союз между Хельми и Эдуканами необходимо поддерживать. Леди Джайлия, конечно, и так примет предложение руки и сердца, когда я стану королем, но все равно никогда не лишне быть вежливым и радовать девушку. Слышал, что наземники привезли шелка. Может, пошлю оруженосца, чтоб выбрал что-нибудь симпатичное. Любимый цвет Джайлии - бирюзовый.

28 фервентиса. Услышал, что в честь брата устраивают Испытания. Когда я получил свое первое назначение, в мою честь никаких Испытаний не было! А ведь я наследник престола! Что происходит? Надо сходить на эти Испытания, показаться народу. Пусть Орзаммар не забывает, что я будущий король.

Из дневника Триана Эдукана.

 
   
   
 
     



33. ДНЕВНИК ЧАРОДЕЯ ВИЛЬГЕЛЬМА

[DLC Каменная пленница]
*
Погреб Вильгельма
, книга (6)

13 плутаниса: Допрос демона проходит хорошо и оказался весьма увлекательным - при условии, что он говорит правду. Я отправил все свои предыдущие труды Первому Чародею Ардену, и хотя он озабочен моей безопасностью, но не считает, что я должен прекратить исследования. Все, на что я надеюсь - что храмовники не узнают, чем я занят. Как еще мы сможем найти способ бороться с демонической одержимостью, если Церковь не позволяет исследовать ее?

20 элувиеста: Сегодня малыш Маттиас опять едва не забрел сюда, и на сей раз я забыл установите барьер. Думаю, надо настроить ловушки так, чтоб они пропускали тех, у кого в жилах течет моя кровь. Пускай уж лучше малыш забредет в лабораторию, чем погибнет из-за моей забывчивости. Бедолага, он всего-то и хочет узнать, почему его отец столько времени проводит под башней. Клянусь, скоро я буду бывать с ним побольше.

28 элувиеста: Шейла ведет себя странно. Не стоит ли мне прекратить опыты над ней? Уверен, я уже настолько близок к успеху! Ах, может, лучше будет сосредоточиться на демоне.

2 матриналиса: Демон снова едва не сумел вырваться. Опасно. Мне придется быть осторожнее. Молодой Эамон прислал письмо, Просит меня вернуться в Редклиф. Надо будет над этим подумать. Скоро.

11 матриналиса: Возможно ли? Что за удивительное открытие, особенно если учесть, что демон старался удержать меня от него любой ценой. Или он намеренно привел меня к этому знанию, притворяясь, что хочет скрыть его от меня? Я должен узнать правду!

19 умбралия: Думаю, пора отпустить этого демона. Удерживать его и дальше для меня слишком опасно, и нельзя не учитывать возможности, что он каким-то образом влияет на голема. Или все дело в моих опытах? Попробую на время отключить Шейлу, а уж потом раз и навсегда разобраться с демоном. Пусть все наконец закончится.

(Других записей нет.)

Из дневника чародея Вильгельма.

 
   
   
 
     



34. ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ИСКАТЕЛЕЙ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

*Редклиф, Дом Кайтлин, книжная полка (15)

Именно тогда ему стало понятно, что он тут не один. Заброшенный лагерь перед ним выглядел невероятно маняще, будто мираж. Огонь был словно теплая рука, взявшая его за сердце. Он напомнил ему о прошлой жизни, такой далекой, в которой он был счастлив. В которой он бегал по полям подсолнухов со своим мальчиком, и солнце играло у него на лице. В которой он лежал у очага со своей прекрасной супругой...

Он почувствовал, острую боль в сердце. Мысли его перепрыгнули на тот день, когда все изменилось. Повсюду была кровь. На руках он держал тело мертвой жены, вокруг, подобно снегу, лежал пепел его сгоревшего дома. Стоял ужасный смрад. Пахло порождениями тьмы. Он схватил топор, на миг коснулся холодных как лед рук сынишки и ушел. Он хотел убить их. Всех. Боль в сердце становилась невыносимой.

Он открыл глаза и увидел, наверное, одну из самых ужасных картин в своей жизни. Над ним навис темный призрак и высасывал из него жизнь. Лагеря больше не было. Вид был куда более знакомый, почти что умиротворяющий: кости, смерть и отчаяние. Он задумался, а не была ли иллюзией вся его жизнь? Имел ли он вообще когда-либо семью? На краткий миг он почувствовал облегчение. Нельзя потерять то, чем никогда не обладал. Но близость смерти прояснила ему разум. Он знал, что это было на самом деле. А все остальное - видение. На его изможденном и израненном лице появилась улыбка. Долго, так долго он ждал этого момента. Он поднял слабые руки, схватил ими лицо демона и поцеловал. Ему показалось, что он целует облако из песка и грязи. Неожиданно вся скорбь покинула его, а вместе с ней - последняя капля жизни. Еще раньше, чем его обмякшее тело рухнуло наземь, все было кончено.

Он наконец стал свободен.

Из «Предостерегающих историй для искателей приключений». Брат Рамос из Гильерма, год 7:94 века Бурь.

 
   
   
 
     



35. ДНЕВНИК СОФИИ ДРАЙДЕН

[DLC Крепость Стражей]
*
Крепость Стражей, второй этаж, книга (13)

21 элувиеста:
Свершилось. Аристократы сделали выбор в пользу Арланда - сопливого мальчишки, который начал ходить в пять лет, Арланда, которого лишь года два назад едва оторвали от груди кормилицы. По крайней мере, так шепчутся. Тэйрны и эрлы считают, что он простачок и им легко будет управлять, но я заглянула этому мальчишке в глаза - и ужаснулась.

10 молиориса:
Я наблюдала процессию праздника лета с высоты своей камеры в Форте Драккона. Регент арестовал меня за измену, хотя вся моя вина только в том, что я верна своей стране и своему сердцу. Кольцо с рубином без труда развязало язык моему охраннику, и я узнала, что банны выступают против моей казни. Я стану молиться, но не надеяться, что меня ожидает иная участь, кроме виселицы.

2 фервентиса:
Питье было, точно горький огонь, но я выжила. Восплачьте обо мне, ибо я выжила. Хотя, лучше бы мне даровали смерть. Я должна была умереть королевой, величайшей из Драйденов, а не жить, превратившись в ничтожество... чудовищное ничтожество!

19 матриналиса:
Довольно. Я не стану больше тратить время на жалкие бабьи причитания. Умереть было бы легко, но судьба пожелала оставить меня в живых, и я не упущу этого шанса. Серые Стражи - это армия, а старый командор ничтожен и слаб. Я вдохновлю стражей, и Арланд горько пожалеет о том дне, когда сохранил мне жизнь.

Избранные записи из дневника Стража-Командора Софии Драйден.

 
   

 

(Этот файл – часть сайта mm6world.ru)