МЕЧ И МАГИЯ МОЕГО ДЕТСТВА

АВТОР - МИХАИЛ ТИТОВ (IRS-7)

  
Назад, на страницу автора

   

     
 
     

-Звук падающего магического водопада в туманной лощине среди невысоких жестких трав, выцветших в синий и бирюзовый. Вроде так звучит стартовый экран ММ9, где еще «запустить», «дополнительно»? В любом случае – это звук детства. Хотя брат говорит, что первыми играми из серии ММ, на которые нам можно было смотреть, были все же седьмая или восьмая часть. Я ему верю, но тогда я был в столь нежно-бессознательном возрасте, что ничего не понимал. И именно поэтому Меч и Магию 9 считаю своим первым Прекрасным и Волшебным миром.

Самим играть нам тогда не разрешалось, так что день до прихода отца длился примерно так же, как мог длиться обычный день у маленьких детей. Но только слышалось скрежетание ключей, как в наших умах оживали картины, забытые с прошлого вечера – бои, магия, крутолобые варвары и клопы. Смотреть за приключениями папиных героев не поспав было нельзя – мы нехотя ложились в кровати и грезили новыми боями, славой и приключениями. Свет в комнате выключался, жалюзи наливались тусклым голубоватым отсветом уходящего дня, а сон очень скоро смеживал веки. Зато когда за окном становилось темно (а зимой темнело очень рано), мы вскакивали и бежали в зал – к яркому свету люстры, старенькому массивному компьютеру и невиданным свершениям папиных героев.

Отец приходил, терпеливо ждал, пока мы принесем табуретки и рассядемся вокруг, и только потом запускал ММ9. Помню этот яркий экранчик с синим логотипом игры, чарующий звук и тут же черный экран – началась загрузка. Потом вырисовывалась карта, вензели непонятных букв и множество сохранений – и в играх отец действовал наверняка. Только после этого появлялся кораблик, которого мы ждали с некоей робостью и вожделением. Дело в том, что та версия игры на непригодном к ней компьютере имела обыкновения подолгу загружаться, если вообще загружаться. И за то время, пока кораблик мотался из стороны в сторону с важной неторопливостью и смешными волнами по бокам, мы рассматривали карту, его самого и не находили там ничего интересного. Вот он замедлился, стал дергаться вовсе не плавно, а значит скоро мы увидим героев, вечно серое небо и ливень, настолько красивый, ведь мы сидели в тепле и в уюте. Наконец появлялись герои, изливался дождь и мужик-лодочник все так же водил плечами в буйном дыхании, поглядывая на нас с вечной полуулыбкой, а иногда и заговаривая смешным голосом. Отряд топал с чавкающими звуками в сторону города, вдалеке на своем языке переругивались стрекозы.

Минут через десять после начала игры, отец обычно велел выключать свет. Брат вскакивал и бежал к выключателю, потому что был повыше меня и мог до него достать. Вот тут-то и начиналась самое интересное! В темноте отчетливее слышались все звуки мира приключений, а мы уже не могли оторвать глаз от экрана. К тому же, отец заканчивал все дела в городе, распродав вещи и починив снаряжение, и отправлялся выполнять «задачи» и совершать подвиги. Шел, придерживаясь одной траектории, попусту не стрялял, мышкой не водил. Мы считали своим долгом докладывать, когда «глазок» (то есть индикатор опасности) изменит свой цвет, и тут же выкрикивали: «Глазок желтый!» В те же мгновения раздавалось предупреждающее шипение стрекоз, тревожно и резко менялась музыка – быть бою. Отец быстро поворачивался и много раз щелкал мышкой по изогнутым телам парящих стрекоз. Вылетали с оглушительным треском стрелы, поражая противника, и появлялись серые полоски с надписями – попал, нанес столько-то урона, промазал, убил. Победа! Побеждать мы любили. Ведь павшие противники оставляют кульки! Кульки тоже любили и вовсю кричали – «Кулек! Еще кулек!». Они с таким приятным звоном собирались, и тут же к счету героев прибавлялись несколько монет.

С варварами уже было по-другому. Это самые настоящие противники, сильные и человекоподобные, с ними и драться куда интереснее. Обычно о них предупреждало Око Чародея, любимое заклинание отца из всех, в общем-то непочитаемых, школ магии. Мы замечали варваров раньше, чем варвары замечали нас, а поэтому только в тусклых пейзажах Штурмфорда обрисовывались бежевые цвета, в них тотчас же летели стрелы. Чаще всего, храбрые герои с такого расстояния промазывали, и на нас тут же обращали гневное внимание несколько бородатых мужиков. Те были мастерами покидать что-то неприятное, отчего на экране мелькали красные рассыпающиеся пятна, а герои жмурились и охали. Но почти все сердитые варвары комично падали задолго до приближения к героям, так что вблизи мы лицезрели только одного, который был в более теплой шкуре, с короткой стрижкой и весь грязно-рыжий. Он махал кулаками и раздавался стук. Лицо у него было застывшее, но ничуть не страшное. Просто неодухотворенное. Щелчки мышью, и он падал, совсем не изменившись в лице. Его безразличие нас не интересовало – кулек выпал!

Так мы доходили до Дрангхейма, где нас встречали те же бородачи и стрекозы, только в разы злее и мощнее. Очистив «вступительный» лесок, отец подходил к костям и сохранялся, прежде чем нажать на пробел. Через несколько перезагрузок появлялся нужный предмет, и он подходил к следующим останкам. В Дрангхейме было интересно! Чего стоит одна знаменательная разборка с бандой Йоббо, с имени которого мы покатывались, но который заставил потратить не один вечер, прежде чем испустил дух. Раздав вещи крестьянам и даже не посмотрев на слова благодарности, отец тут же шел в город потренироваться. Покупать вещи он не любил – торговцы заламывали слишком высокие цены, но продавал завоеванные трофеи чуть ли не после каждой битвы, предварительно все опознав и передав герою с навыком торговли. Как только появлялись деньги, мы направлялись в тренировочный центр с одной простой целью – «раскачаться». И до сих пор, играя в ММ мы не тренируем героев, а «раскачиваем». Обычно, на этом экскурсия по городу заканчивалось – говорить с жителями отец не любил, разве что к ярлам наведывался и брал у них «задачи».

Невероятно запоминающимся событием стало посещение Дрангхеймской тюрьмы. Исследуя все интересные места в регионе, мы забрели в колодец возле деревушки счастливых крестьян. Тут же обрушились новые звуки, вкрадчивые, но пугающие, а еще темнота, буквально осязаемая сырость и пробирающая до костей прохлада подземелья. Выползали мерзкие, неповоротливые клопы, подергивающие сяжками и неожиданно проворно для таких толстяков бегущие в сторону героев. Их даже расстрелять было сложно, по крайней мере, на вид. Но отец с этим блестяще справлялся, по ходу придумывая хитрости и моментально используя уязвимости жуков. Не могут карабкаться по лестнице – марш к ближайшим ступенькам, не поднимаются на столы – прыжок, скамейка, и мы в безопасности. Это было очень быстро и впечатляюще. Не задерживаясь подолгу в одном месте, хоть и исследуя каждый уголок, отец с боем прорывался в новые комнаты огромной тюрьмы. Появлению стражников мы радовались – люди же! Хоть и блеклые и нехорошие, раз с клопами водятся. У клопов были смешные имена «хаччинги» или «нагат хаччинги». Пострашнее был «великий нагат хаччинг», он не мог развернуться, топтался с оглушительным треском, ломал стены и стрелял (задницей, как мы со смехом думали) лазерами.

Так, полуобвалившиеся комнаты сменялись пиршественными столами, залитыми неуютным светом, а те в свою очередь длинными коридорами, топотом подкованных сапог и пустыми тюремными камерами. Зато встретился жизнерадостный генерал – он очень смешно говорил фальцетом, что рад нашему появлению и готов бежать хоть на край света с такими ребятами. И правда, он носился вприпрыжку и вертелся позади героев. До Штурмфорда генерал с нами бежал с удовольствием, но попав на родину, вдруг заартачился, стоял на месте или глупо наворачивал круги. Отец сердился, подходил к нему и беседовал – на нас так же весело смотрели хитрые лукавые глазки смешного старичка. После «профилактической» беседы он обычно топал за нами. Иногда его подгоняли стрелами, но коварный генерал на них никак не реагировал, только подбегал и таращил глазенки.

Много еще хорошего сделали наши герои, освободив генерала, но все это теряется в моей памяти. Воспоминания обретают четкие образы уже в заснеженных тропинках Фросгарта. Волки, красные и черные, падающие с небес бигфуты и непроглядные елки – все это видится как наяву. А еще невероятно смешной гений – толстяк, окрашенный как пчелка, который появился из дыма и преизрядно удивил нас. Зато потом, с помощью нескольких перезагрузок, отец перепробовал все блага, которые давал этот пухлый великанчик. От Янмира нас отделял лишь вечерний сон…

«Вот поспите, и будем с Янмиром сражаться», - сказал нам отец, и мы тотчас пошли в темную комнату. Отделявшая нас от фантастического гиганта, в тот момент она казалось и вовсе вредной, а сон никак не шел. Мы проснулись оттого, что в зале уже горел свет. Видимо, отец включил компьютер пораньше, поэтому сейчас уже смотрел на инвентарь героев. Находясь в послесонном состоянии, когда по телу еще разливается сладкая истома, хочется потянуться или еще полежать в теплой кроватке, мы тут же побежали за табуретками. Мама только всплеснула руками – «и глаз открыть не успели!» – но сам папа сказал: «У нас Янмир тут». Лучась от счастья и представляя эпохальную битву воочию, мы уселись, вглядываясь в монитор. Такому аргументу мама противиться не стала. И вот уже уходят ввысь замерзшие своды ледяного дворца, шаги героев гулко разносятся по огромному коридору, а йети из правого прохода так же мечут снежки в пафосные лица. Йети быстро поплатились кульками, поохали, побили себя кулаками в грудь и растаяли на ледяном полу как снегурочки весенним днем. Не откладывая далеко цель нашего визита, отец распахнул двери к Янмиру, подбежал к злому гиганту и побил его по пяткам. Нашему ликованию не было предела! Неуязвимый хозяин дворца казался тогда растоптанным, поверженным в прах и всячески униженным.

Справедливости ради стоит сказать, что задачу по убийству Янмира отец так и не выполнил. Но в тот вечер из дворца мы ушли победителями.

Дальше воспоминания фокусируются на Пропасти Мертвых, запомнившейся мне на всю жизнь. До сих пор, переигрывая ММ9 и заходя в эту локацию, я испытываю благоговейный трепет и восхищение, преклоняясь перед тем, первым ее прохождением, когда два малыша неотрывно смотрели в маленький экран громоздкого монитора, а отец вновь совершал подвиги… Свет в зале был давно выключен, когда герои приблизились к невзрачной дверце в холме. Спокойно нажав на пробел, отец первым вошел в темный зал, подсвечиваемый мертвенно-синими, неспокойными факелами. На нас напали скелеты, но после каждого богатырского удар «раскачанных» героев, от них отлетали лишь головы да кости, и все по разным сторонам. Угрозы они не представляли, и отец даже расслабился, когда под ногами защелкали колья, калеча четверку храбрецов. Сказав «Оп», тут же вернулся назад. И уже с помощью своевременного прыжка мы преодолели опасное препятствие. Зато впереди простиралась самая настоящая пропасть, гигантская, непреодолимая, она так и подмывала броситься очертя голову вниз, к этим величественным постройкам, которых не пощадило время. А самое главное, видно было небо, впервые после тусклой серости почти всех «стран», где мы только побывали, красивое и ослепительно звездное. Хоть отец и не поднимал головы, чтобы полюбоваться мерцанием звезд, и того клочка, что был виден за горной грядой, мне было достаточно, чтобы этот свет миллиарда крошечных точечек на черном небе загорелся в сердце.

Взглянув в обрыв, отец решил не прыгать туда, и повел героев по длинной и узкой кольцевой тропинке, выглядевшей безопасно. Это было еще одной ошибкой и еще одной неожиданностью, которую преподнесла Пропасть Мертвых живым гостям. Мы не заметили, как «глазок» мигом покраснел, а сзади с жутким треском разбивающегося железа обрушился удар, мигом превративший храброго Бодвара в надгробие. Развернувшись, мы встретились лицом к лицу с пугающей тварью со всклокоченными волосами и длиннющими пальцами. На нее обрушился град ударов, но вновь протянутые руки, гротескно исказившееся лицо – и еще один герой пал замертво. Стоило этому монстру, которого серая полоска назвала «треплетом», вогнать в кому и Холика с челкой, как отец перезагрузился. Во второй раз он дал бой твари, сумев ее победить и развязать приятно розовый кулек, но через десяток шагов выскочила вторая такая же и добила порядком израненный отряд. Третьей попыткой был незабываемый спринт по всей кольцевой тропе, когда сзади подгоняют вопли «треплетов» а впереди стремительно идет под уклон дорога и будто из-под земли вырастают новые и новые враги. Это путешествие остановил непонятно откуда взявшийся зомби, который стоически выдержал череду ударов и не пустил героев вперед. Их нагнали «треплеты» и растерзали. Потом отец придумал тактику похитрее - «падение перышком» в самую пропасть! Это сработало, и вот уже среди разрушенных колонн мы уворачивались от быстрых залпов магии зомби, били тех по лбу и не дожидались, пока они встанут и продолжат колдовать. Поискав спасения от восстающих зомби и слетающихся подлых «треплетов», которые не стали нас ждать на тропинке, мы нашли неприметную дверь в горной стене. Сзади раздавалось невнятное мычание приближающихся живых мертвецов, так что времени подумать не оставалось – полный вперед по открывшемуся коридору! Тут на мгновение отец свернул игру и включил на компьютере музыку из «Пиратов Карибского моря». Вы когда-нибудь прыгали по столам с тысячелетними яствами, спасаясь от догоняющей орды скелетов под скрипки и воодушевляющий бой барабанов Циммера? Стоит ли говорить, какое впечатление все это произвело на нас – громкая музыка, сухой стук костей скелетов, жутко оскаленные черепа и полыхающие красным глазницы, мешающиеся под ногами бокалы и тарелки, разлетающиеся кости, а потом головокружительный прыжок через ворвавшуюся орду и дальше спринт по темным коридорам с мертвецки-синими факелами…

Крепко приворожила к себе ММ9, которую мы ласково зовем «девяткой», очень крепко. Первый Волшебный мир, ставший настолько родным, насколько может стать родным первое впечатление детства. И невзирая на все баги, на плохую графику и другие недостатки этой игры, Меч и Магия IX остается в сердце, вновь и вновь по-детски впечатляющая через столько лет.