Однажды мы с братом решили посмотреть диски.
Вся дискография, накопленная нашим отцом, лежала в пыли под столом.
Хоть этот стол и находился вот уже сколько лет в нашей комнате,
но все равно время от времени мы залезали под него и рассматривали
диски с яркими картинками. Чего там только не было! И музыкальная
коллекция, состоявшая преимущественно из "Алисы", "КиШа" и малоизвестных
(мне) зарубежных групп, и игры, подобранные под вкусы того времени:
"Петька и ВИЧ", "Герои Меча и Магии 3 Возрождение Эрафии", "Аллоды"
и многие другое. Порывшись в уже виденных дисках, брат нашел новый,
увесистый, двойной и невероятно красивый. Он был красно-серебряным,
с горделивой надписью "Might and Magic". Посмотрели, почитали
описание на обороте, уже пленившее неизвестностью и интригами
- какой-то культ, династии, небесное провидение, ужасное зло и
извечный вызов героям - а сможете ли? Мне понравилось. Брат не
спешил расставаться с новой игрушкой. Вычитав что-то еще на задней
стороне, он рассудительно произнес: "А эту игру мы можем и установить…"
Я отнесся к такому известию с легкомысленной детской радостью.
Это хорошо, но нас зовут на обед, пойдем-ка. Потом вернулся к
любимому конструктору Лего.
Хоть мы и не пришли в неописуемый восторг от
того, что у нас появится новая игра, но когда наступил пятничный
вечер, и можно было идти в гости к бабушке, большой и солидный
диск отправился с нами. Устанавливали с помощью бабушки, сами
мы могли только играть. Она надела очки и велела вставлять диск.
Брат сидел на стуле и важно нажимал на кнопку дисковода. С волшебным
жужжанием, всегда предвещавщим что-то новое, диск ушел в недра
компьютера. Системный блок зашумел, и через пару минут на экране
высветилась вопрощающая надпись - что же делать с новым устройством?
Бабушка внимательно просмотрела все варианты и сказала нажать
на "Autorun". Открылось приветственное окно установки, и брат
с бабушкой стали читать все написанное и осторожно предпринимать
необходимые действия. Мне это наскучило, я сбегал на кухню за
сушкой. Когда вернулся, компьютер вновь бушевал, а на экране ползли
маленькие синие прямоугольники, который определяли готовность
установки. Я был назначен часовым и должен был предупредить, когда
же установка закончится, чтобы потом позвать брата и бабушку.
Звать пришлось раньше: "Он что-то просит!" Поверх установочного
окна вылезло другое со своими требованиями. Нужен был диск номер
два. Мы открыли коробку и тщательно осмотрели оставшиеся диски.
Да, сам факт наличия трех дисков вместо обычного одного уже добавлял
Меч и Магии значимости. К тому же, эти диски были красивых цветов
- красного, оранжевого и светло-зеленого. Вставили оранжевый.
Погудев немного, компьютер принял "дар". Вскоре установка завершилась.
Впереди нас ждали приключения…
С высоты прожитых лет и с количества установленных
ММ могу с уверенностью утверждать, что тогда установку мы сделали
не совсем правильно. Вместо всех двух игр, поставили только одну
- Благословение Небес. Но, наверное, так было лучше. А игра открылась
незамедлительно.
Как у меня обычно бывало, что-то новое вызвало
ожидаемое брюзжание и неприязнь. Поэтому я с трудом отсидел рядом
с братом положенные ему пятнадцать минут, а потом затребовал свою
очередь. Он уступил, и следующие пятнадцать минут прошли в игре
в Деда Мороза. Старичок с пузиком и в красных одеждах прыгал,
кивал головой и собирал подарки, попутно обходя всяких кракозябр.
Все это занимательное действо происходило на высоте нескольких
тысяч метров. Под ним виднелись кончики гор, елок и домиков, а
над ними сияли звезды. Очень атмосферная игра, до сих пор нравится.
Потратив все жизни Деда Мороза на втором или третьем уровне, я
снова дал место брату, ведь мои пятнадцать минут закончились.
И тут стоит осветить один важный аспект нашего времяпрепровождения
за компьютером. Компьютер был только у бабушки, потому что домашний
(который был с девяточкой) приказал долго жить: истерически ревел
сиренами всякий раз при включении, а потом и вовсе устроил забастовку
и запускаться перестал. Поэтому играть мы могли только у бабушки.
А так как она была целыми днями на работе, то всего то и оставалось,
что пятница, суббота и воскресенье. К тому же, радея за здоровье
наших глаз, бабушка установила строгий регламент - по 45 минут
на брата с перерывами, время по таймеру, а как пропиликает, так
все, пора. Поэтому через каждые пятнадцать минут мы устраивали
небольшой перерыв, а потом возвращались к яркому экрану. Этот
регламент пусть и был таким категоричным, но нам удавалось поиграть
в итоге 90 минут, потому что пока один из нас играл, другой смотрел
и хотел так же сам. Нам хватало и мы не роптали.
Вот и в тот пятничный вечер я с ворчанием глядел
за братом и его походами по Сорпигалю, ожидая уже своих приключений
в каком-нибудь из девяти установленных "Йетиспортов". Но уже к
третьей "пятнадцатиминутке" в ММ6 я понял, что не могу оторваться
от экрана, а судьба четырех человек в низу экрана мне действительно
небезразлично. Они умирали через каждые пять минут… Оставшись
верным заявленной кислой мине, я, скрывая интерес, смотрел за
схватками. Уже в субботу, когда все забылось и начался новый день,
я сказал брату, что игра-то интересная, и мне нравится! После
этого, как оно обычно бывало в детстве, у нас возникло соперничество,
сводившееся к сравнению сил наших героев. Сложно было судить,
кто сильнее, когда и мой отряд, и отряд брата с легкостью уничтожала
толпа магов, обитавших за горной грядой у пристани. К воскресенью
наша вражда поутихла, ибо игра обещала быть сложной и поодиночке
осилить ее мы не могли, а поэтому на вторых пятнадцати минутах
(которые уже считались мне, так как я схитрил и предложили брату
объединить усилия только после того, как он отыграл полчаса) в
приветливый ухоженный городок явились легендарные Родерик, Алексис,
Серена и Золтан, ведомые нами двумя. Да, экран создания персонажей
был очень сложный и чересчур информационный, вовсе не цифр и показателей
скорости жаждали наши детские умы от игры, установленной из такого
важного диска. Вдвоем играть стало намного проще - больше не нужно
было лихорадочно переставлять руки от мышки к стрелочкам и крайне
важной кнопке А, кнопке стрельбы. Теперь я отвечал за сражения
и передвижение, а брат читал квесты, говорил с жителями, тренировался,
опознавал вещи - словом, делал все то, на что не хватало терпения
рвущемуся в бой мне. Стало проще, но на силу гоблинов это никак
не повлияло, хоть я и остервенело стучал по клавише А, пытаясь
тем самым вложить свою маленькую силу ребенка в богатырский удар
взрослого Родерика.
Играли мы абсолютно бесцельно, не имея ни малейшего
представления о том, где раздобыть деньги, опыт, хорошие вещи
или нужные заклинания. Подолгу говорили с каждым встречным жителем,
что очень меня сердило - пора в бой! Брат напротив внимательно
читал каждую реплику и каждое предложение от доброжелательных
сорпигальских мужчин и опрятных женщин, а потом сравнивал наш
бюджет и их требования. Обычно каждый разговор заканчивался так
- "нет, он нам не подходит, он будет забирать часть нашей прибыли".
Потом Родерик бархатным баритоном говорил "до свидания", уступая
слово мне - "еще бы, пошли уже, нечего тут болтать". Когда я мог,
я не поворачивал и не шел в сторону города - знал, чем это может
обернуться, но когда этот город был новым, то приходилось смиряться
и скучающим взглядом бегать по лицам людей, что-то вещавших брату.
В последние минуты игрового времени на субботу мы дошли до Заставы
Серебряных Шлемов на Острове Тумана и брат торжествующе сказал
- сюда можно войти! Обязательно стоит сохраниться. Тут же я нажимал
на Escape и сохранение с громким названием "пустоаыфвыарл" (или
другим по такому же типу) перезаписывалось. Застава впечатлила
красотой внутреннего убранства и особенно замечательной дверью
- последним, что видели наши герои после встречи с Капитаном.
Время застыло, когда в глубине крохотной комнатки правая кнопка
мыши выявила настоящего монстра с невиданно огромной полосой здоровья.
Красная одежда выглядела угрожающе, а мерное колыхание алебардой
и повороты туловища сулили героям только смерть. С первого удара
Капитана Родерик отправился на тот свет, заветную дверь увидел
только Золтан с "красным" здоровьем. Поквитаться с неожиданно
сильным противником мы не успели - пропиликал таймер.
В тот день нас забирали папа с мамой. Звезды
закрадывались на небо, чай допивался и печеньки доедались, с балкона
пятого этажа махала рукой на прощание бабушка, и мы отправлялись
в долгий путь домой. Забежав вперед родителей, мы взахлеб обсуждали
Прекрасный мир - Капитан-то красный, ты заметил? И такой здоровый!
Нужно попробовать потом побегать по кругу и стрелять из лука.
А постой - помнишь книги в домике с водой? "Поток холода"! Вот
это мощь. Мы его купим и капитана "нашпигуем потоком холода"!
Счастливо расхохотавшись, чувствуя силу и значимость в новом мире,
гениальность нашей тактической смекалки, мы подождали маму с папой
и с гордостью возвестили, что вот, мол, есть капитан сильный,
а мы его потоком холода нашпигуем.
По сюжету мы продвигались неспешно, даже слишком.
Столько вокруг было нового! Сколько противников в предрассветной
дымке угрожающе размахивали руками! Постепенно привыкали к коричневым
и розовым ящерам в Айронфисте, но синий Ящер-маг в Заливе Бутлег
произвел настоящий фурор, выбив нас из привычной колеи, а героев
- из мира сего. На следующий день, делая осторожные вылазки в
стан аборигенов, мы с опаской проверяли отряды ящеров-лучников,
нет ли среди них Того, Синего, С Молнией. Видя жилет цвета морской
волны, не сговариваясь, бежали обратно.
Пресловутые остатки пышной трапезы дикарей мы
заметили, брат даже велел остановиться, чтобы внимательней разглядеть
что-то красное. Тщательно оглядев мертвенно-белую кожу, на которой
алели клочки мяса и запекшаяся кровь, мы так и не поняли, что
это. Не верили в жестокость столь прекрасного мира? Нет, просто
не представляли, как может оторванная рука быть насажена на кол,
как может златовласая красавица быть пронизана насквозь в нескольких
местах, да так, что все суставы выгнулись под неправдоподобным
углом. Хотя в этом обезображенном теле я девушку признал, даже
сказал - это ведь женщина. Брат несколько раз покликал мышкой,
но она не отреагировала, и мы, пожав плечами, пошли дальше.
Однажды заметили в ассортименте айронфистской
оружейной лавки латы. От невероятно мощного, что было видно невооруженным
взглядом, доспеха нас отделяли целых полторы тысячи золотых. Но
столь непробиваемыми казались латы после редких и тонких кольчуг,
что мы решили непременно их купить. Сколько возможностей должно
было открыться перед храбрыми героями, когда на Родерика наденут
этот пластинчатый доспех! Перед сном я сказал маме, что мы копим
на латы, а засыпая воочию видел замечательные латы, смаковал,
каким будет сильным наш паладин, как доспех будет смотреться в
инвентаре. Латы купили, хоть и, разумеется, ничего сверхъестественного
они из себя не представляли. Разве что Родерик бил реже, после
удара отдыхал дольше, да выносил из смертельного боя павших товарищей.
Когда мы с братом выполняли задание от Золтана
Фелпса по возвращению кинжала Мордред хозяину, драгуны доставили
массу хлопот. Пришлось потратить все наше доступное для игры время,
чтобы справиться с ними. Возвращаясь к квестодателю, мы попросили
еще пять минуточек, чтобы сдать квест. Сдали, а Золтан Фелпс мало
того, что дал деньги (про опыт мы особо не думали), так и оставил
кинжал отряду. Мы в великом восторге отдали кинжал магу, которого
тоже звали Золтан. Возвращаясь затемно домой с мамой и папой,
проходя полутемные лестничные пролеты пятиэтажного дома, мы взахлеб
рассказывали о щедрости Золтана. Говорили, что он настолько хороший,
а еще, наверное, увидел в нашем Золтане братика и поделился с
ним артефактом. Так Прекрасный Волшебный Мир рассказал нам о Великодушии.
А потом лето кончилось, я вновь присоединился
к брату в походах, но совсем других - в школу, сонными и прохладными,
светло-синими утрами. Первый класс был очень легким, а поэтому
после школы я возвращался в Энрот. Приходил не домой, а к прабабушке
и прадедушке, которые жили в одном доме с бабушкой. Обедал и шел
делать уроки за массивный стол из темного дерева. Прописи, элементарные
примеры занимали от силы пятнадцать минут. Сообщив прадедушке
об успешном выполнении домашнего задания, я просился к бабушке
поиграть. Он всегда соглашался и вел меня в соседнюю квартиру.
Герои и приключения послушно ждали моего возвращения, сохраненные
уже более культурно: пусто123 и пустоvdv (наше любимое). Играть
одному было в разы сложнее, поэтому я сосредоточенно щелкал мышкой
на Алексис, потом на книге магии, выбирал полет, переносил руки
на привычную раскладку "движение и бой" и мизинчиком тянулся к
PgUp. Часто мне приходилось водить героев в атаку без мудрой осторожности
брата, без карт и мастерского обращения с магией во всех ее проявлениях.
Но из всех послешкольных приключениях мне запомнилось особенно
ярко одно - Кригспайр. Как будто наяву чувствую пронизывающий
ветер Эденбрука, ловко снующий между осунувшимися домами, никогда
не унывающих героев и фантастическое, недосягаемое ощущение детства
и таинственности происходящего на экране. Храбрая четверка взмывала
к вечно серому небу, а потом стремительно мчалась в сторону большой
банды земляных элементалей. Воевать мне с ними приходилось долго
- обстрелять на подлете, развернуться и пойти на второй круг.
После четвертого или пятого "захода" герои неслись уже в трактир
- покушать и отдохнуть, все чтобы здоровье стало "зеленым". Победив
элементалей, я колдовал "Око чародея" и тщательно "собирал" их,
то есть обшаривал бездыханные трупы. На этом отведенные пятнадцать
минут заканчивались, оставшиеся тридцать следовало сэкономить
до прихода брата и возвращения бабушки, то есть до вечера. Поэтому
я сохранял игру и поворачивался к придремавшему прадедушке, рассказывая
о победах с сияющими глазами. Он меня очень внимательно слушал,
хмуря кустистые седые брови, а потом отводил в свою квартиру.
Нет, все же с братом было гораздо лучше. Когда
наступали критические моменты в похождениях героев - новые враги
в новых локациях побивали четверку - то потрясающая память брата
выручала в нашем круизе по учителям, тренировочным центрам и магазинам.
И потом, кто сможет так же ловко менять высоту полета, находясь
в гуще элементалей воздуха, под обстрелом копошащихся в блэкширских
песках ящеров? Это было отдельное знаменательное событие, вошедшее
в нашу летопись памяти как "Бреющий полет с элементалями и молниями".
Долго мы этим похвалялись избранным школьным друзьям, в лицах
пересказывая сиятельную и громогласную историю. Ответом нам служили
откровенно недоумевающие лица, ну или натужное, фальшивое подобие
интереса и внимания. Больше мы про Меч и Магию никому не рассказывали:
так, постепенно она стала чем-то сакральным, святыней нашего детства,
хрустальной его мечтой. Хорошо помню, как я однажды сказал маме
- я вырос в кристалле Меча и Магии. Увы, под "кристаллом" я подразумевал
Дворец спорта, откуда мы с мамой забирали с тренировок брата,
а вовсе не Кристалл Эскатона. С ММ8 мы познакомились очень поздно,
но не о ней сейчас речь.
Усыпальница ВАРН. Столь яркий символ, что я
переигрывал ММ6 ради того, чтобы только войти в это монументальное
строение. Однажды, в самый первый раз там оказавшись, я как попал
под чары Пирамиды, так они с меня и не спали. Это была, пожалуй,
самая лучшая, самая проработанная и самая атмосферная локация
из всех, в которых были наши герои. Входя в нее, чувствовалась
гнетущая и чуждая сила Древности, монолитом давящая на мой, тогда
излишне впечатлительный ум. Чего стоил один только центральный
зал, с вершины которого подножье уже не виделось. Сами часовые
ВАРН были под стать месту, которое они охраняли: столь же уместные,
столь же детализированные, в реальность и древность их существования
верилось с первого момента встречи. В карте Усыпальницы путался
даже брат, а мне такая неизвестность все больше и больше нравилась.
"С тех пор я перевидел многое", но Усыпальница до сих пор грезится
недосягаемыми вершинами и неразгаданными тайнами, а глаз Гора
стал моим символом в творчестве, которое, разумеется, было посвящено
Мечу и Магии. Я возвращал долг. Пытался отдать переживания и мысли,
чувства и идеи, которые пробудили четверо героев, которые впервые
подняли глаза на темное небо за воротами Сорпигаля.
"Благословение небес" закончилось спонтанно
- жаркий летний день, мы вернулись к бабушке, загрузили сохранение
у Реактора и при помощи всего нашего мастерства одолели криганский
механизм, Королеву и ее приспешников. Чего-то эпохального не было,
взрыв Улья скрылся под куполом Пустоты, а потом уже четверых комично
одетых в латы рыцарей награждает мальчик в голубых одеждах, а
кто-то смеется в темной башне. И все? Да, и все. Выскочило поздравительное
окошко, выдали грамоту, и мы, не веря в конец, позвали бабушку,
чтобы она помогла найти и распечатать самый важный документ для
той жизни. Распечатали на листе А4, я аккуратно обрезал лишние
края и написал на обороте "2 июня, 2013 год". Мы были на седьмом
небе от счастья, а лишь потом поняли, что от первозданного восторга
неизвестности нас надежно защищают правильные и добрые слова:
"Весь остальной Энрот радуется восстановлению мира и порядка".
9 лет, 5 месяцев, 7 дней. Красиво. И потом все пропало. Энрот
стал лишь очередным мирком для невероятно сильных героев, а последний
невыполненный квест с Колокольчиками Гармонии висел на могучих
душах некрасивым пятном. Выполнить его по руководству Марсельса
и Дж. Пика мы не смогли. А потом и играть перестали. Чудо пропало,
осталась пройденная игра, что-то назойливо требующая черными буковками
в дневнике заданий…
Нескоро, но в Энрот мы все же вернулись, хоть
и на другой его континент - Эрафию. Путешествие по седьмой части
не так ярко запомнилось. Да, сюжет, локации, расы и навыки - все
это вызывало восторг, но это был восторг воспоминаний. Новый мир
был похож на Энрот, приключения были тоже хороши, это не шестая,
седьмая - а вместе с тем, часть той же вселенной, которую ММ6
просто обязала быть хорошей. Иначе какое право имеют не более
чем неплохие рпг-игры именоваться Меч и Магией? Это, знаете ли,
звучит гордо! "Сила и честь" в грязь лицом не упала, кредит доверия
погасила сполна. Хотя с ней мы взрослели, когда ММ6 нас воспитывала.
В Эрафии и нравы были свободнее: воровство, несколько подлое заклинание
берсерка, что никак не вязалось с Геройством в архаичном, энротском
его понимании - честный бой грудь в грудь. И от монстров новоиспеченных
героев тоже могли защитить порой более храбрые стражи. В АвЛи
так вообще как-то раз мы приманивали стаи виверн на полчища эльфов-уланов,
которые должный отпор дать не смогли. Деревушка остроухих вымерла,
а "героев" уносил корабль…
Можно долго выискивать несоответствия между
двумя мирами, повязанными одной идеей. В Энроте и монстры мирных
людей не трогали, и девиц спасали в огромных количествах, и подвиги
были достойнее, чем спасать политических пленников, и двойную
игру вел только Сликер Сильвертонг, а не четверо лордов… Можно
продолжать долго. А нужно ли это? Все же ММ7 тоже была Прекрасным
Миром детства, с ней тоже связано немало добрых воспоминаний,
о чем дальше и пойдет речь. Но вот после даты прохождения ММ6
на обратной стороне энротской грамоты было дописано: "убит Толберти
6 января 2014 год"…
Забавно, брат говорит, что ММ7 мы начали проходить
раньше шестой части. И приводит по-детски наивную историю. Первый
раз выбрав стандартный отряд, мы довели его до замка Хармондейл,
а потом нам стало скучно. Брат предложил создать новую команду.
И тут, не устрашившись цифр и показателей, мы создали потрясающий
отряд, включавший в себя рейнджера, вора, монаха и рыцаря. Когда
таких великолепных героев начали побивать в затяжных битвах гоблины,
мы начали беспокоиться. На следующее утро брат сказал, что без
клирика никуда, и мы забросили играть. А еще помню, что стрелком
в наших командах почти всегда была смуглая девушка Ронда.
Одним прекрасным вечером бабушка принесла домой
широкий монитор, сказав, что он пойдет на замену старому "ящику".
Когда за окном стало совсем темно, у нас начиналось самое интересное.
Подключали монитор, мирили с ним Меч и Магию 7, настраивали вывод
цветов. После этого в Курганах расплывались четверо очень смешных
лиц, растянутых по ширине. Но игре это не помешало, критически
оглядев изменения, мы все же пришли к выводу, что стало лучше.
А еще в силу того, что мы стали чуть взрослее,
бабушка разрешила играть еще пять минут, если мы помоем посуду.
Темными вечерами над раковиной клубился пар от горячей воды, на
розовом полотенце возвышались тарелки и стаканы, а после этого
мы бежали за компьютер, успевая за пять минут сделать очень и
очень многое.
День Разрушителя наступил очень поздно. Зная
почти все хитрости и уловки, работающие во всех мирах трилогии
Меча и Магии, мы довольно быстро уничтожили Кристалл Эскатона.
ММ8 вспоминается своей яркостью, которую определили коатли в Заброшенном
храме. И… все.
Таким был Волшебный мир, вихрем ворвавшийся
в заурядное детство и перевернувший все с ног на голову. Веру
в чудо, появившуюся у входа в Сорпигаль, я пронес сквозь года,
и она по сей день питает жизнь смыслом, оберегает от страданий
и сохраняет душу. Меч и Магия учила, воспитывала, назидала в несколько
устаревшем ключе, но всегда преподавая уроки, которые будут актуальны
всегда: уроки чести, совести, благородства. Потом я часто удивлялся,
как это одноклассники могут не знать, что такое палица, кистень
или латы?.. "Когда нет чуда, жизнь не стоит свеч" - так писал
незабвенный Леонид Бондарь. Чудеса были. Но не было того ощущения,
которое сохранялось на протяжении первого похождения по Энроту.
Моды, редакторы карт, таблицы и архивы спрайтов - ничто из этого
не смогло вернуть замечательного чувства, которое будет согревать
светом все детские воспоминания. Дважды в одну реку не войдешь.
Остается лишь помнить. И глухими ночами, на миг дав слабину, оплакивать
все то, чего не стало.
|